Победный крест Иринарха

Преподобный Иринарх благословляет князя Дмитрия Пожарского и Косьму Минина на освобождение Москвы. Фото А. Чеботаря

Сегодня — память величайшего русского святого, преподобного Иринарха, затворника Ростовского. Мы с благодарностью публикуем замечательную статью Владимира Максимова «Победный крест Иринарха», опубликованную интернет-газетой «Столетие» 14 марта 2012 года.

О малоизвестном герое смутного времени 

В 16-ти верстах от Ростова Великого, на берегу реки Устье, былинным богатырём стоит древний величественный Борисоглебский мужской монастырь. Основан он был во времена Дмитрия Донского в 1363 году по благословению игумена Земли Русской Сергия Радонежского. Ежегодно 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, Русская Православная Церковь отмечает общую память преподобных Фёдора и Павла — первостроителей и святых подвижников Борисоглебского монастыря. С днём Казанской иконы связано также освобождение Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году и духовный подвиг старца Иринарха, затворника Ростовского, благословившего на победу ополчение Минина и Пожарского.

Святой подвижник Земли Русской преподобный Иринарх, затворник Ростовский (1547—1616) родился в Ростовском уезде, в селе Кондаково, в простой крестьянской семье. Нареченный при святом крещении Ильей (что означает – «крепость Божия»), он рано начал проявлять наклонности к духовной и монашеской жизни. В возрасте шести лет он однажды сказал своей матери: «Вот вырасту — постригусь, буду носить на себе железо и трудиться для Бога. Буду всем наставником». Слова эти оказались пророческими.

Детство и молодость Илья провёл с родителями в родном селе и был простым пастухом, а в 19 лет в голодные годы ушёл на заработки в Нижний Новгород. Спустя два года вернулся на родину, поселился в Ростове Великом, где вёл тихую благочестивую жизнь и занимался торговлей. В возрасте 30 лет, желая уйти от суетного мира, постригся в Борисоглебском мужском монастыре под именем Иринарха, что означает на греческом «мироначальник». Он усердно нёс возложенное на него послушание — работал день и ночь в пекарне, ревностно стоял на молитве в храме, звонил на колокольне. Спал он на голой земле по два-три часа в день. Свои единственные сапоги отдал нищему и стал ходить босой и в рубище зимой и летом. Но и этого могучему иноку казалось недостаточно...

Душа Иринарха искала крестного подвига, страдания во Христе и строжайшего аскетизма. Он смиренно переносил всё — насмешки и нападки братии, грубость настоятеля, лютые морозы и голод, физические страдания и изгнание из любимой обители, укрепляя свой дух постом и молитвой. Вернувшись в Борисоглебский монастырь и надев на себя железные вериги, Иринарх затворился от мира сего в тесной и холодной келье, приковав себя железной цепью к берёзовой колоде. Предаваясь духовным подвигам, он повесил себе на вериги 100 медных крестов, затем прибавил ещё 42.

Среди вериг и «праведных трудов» угодника Божьего значились — ручные и ножные оковцы, железный пояс, оплечья и железное кольцо на голову, большой молитвенный камень. железная палица и множество тяжёлых цепей — всего 9 пудов 34 фунта или 158 килограммов!

В цепях и веригах он провёл 25 лет, день и ночь иссушая плоть в посте, непрестанных трудах и молитвах...

Духовной силе подвижника, твёрдой вере и святости поражались все видевшие его. Большую часть времени проводил он в молитве. В другие часы шил для монастырской братии власяницы, клобуки и другие облачения. А деньги, вырученные от продажи, раздавал нищим, Необычайно строгая монашеская жизнь одного казалась обличением для других. «Удивляясь его молитвенным трудам, самоотречению и дару прозорливости, множество людей приходило к нему за советом и исповедью, беседуя со старцем через маленькое окошечко в монастырской стене». «Мимо старца, прославившегося своими подвигами-трудами, конечно, ни пеший не прохаживал, ни конный не проезживал. Все приходили к нему благословиться на путь и на подвиг и побеседовать об общем горе, облегчить сердце и душу упованием на Божий Промысел.

Старец, сидя даже и в крепком затворе, отнюдь не удалял своих мыслей и от общих дел государства. Он чутко стерёг ход народных событий.

Очень хорошо мог знать и понимать, как и какими нитями завязывались смутные узлы и как, какими событиями они будут развязываться», — отмечал известный русский историк Иван Забелин (1820—1908) в своем очерке «Безвестный герой Смутного времени».

Преподобному Иринарху-затворнику назначено было совершить великий духовный подвиг, благословляя в Смутное лихолетье ХVП века ратных вождей Отечества.

Однажды в тонком сне между трудами и молитвами увидел старец Государство Московское в великом разорении, в пламени пожара и во власти поляков. И услышал голос: «Иди в Москву с пророчеством». Выйдя из затвора, Иринарх отправился в столицу, чтобы предупредить Василия Шуйского. Зимой 1606—1607 годов он явился к царю и рассказал о страшном своём видении, добавив: «Будь твёрд и стой мужеством и правдой за веру Христову!» Его пророчество вскоре сбылось: польско-литовские интервенты и отряды «тушинского вора» Лжедмитрия П вторглись в Русскую Землю весной 1608 года, В октябре того же года польский воевода и гетман Ян Сапега стремительным маршем вошёл в Ростов Великий и, разорив город, подошёл к Борисоглебскому монастырю. Монахи были в великом страхе, а Иринарх усердно молился о спасении Отечества и святой обители.

Встав в дверях убогой кельи, удивлённо глядел гордый Ян Сапега на закованного в тяжёлые вериги босого затворника. «Как терпишь ты, старче, такую муку в темнице, Лютый холод у тебя?'» — спросил он. «Для Бога терплю, — отвечал согреваемый молитвами Иринарх. — А ты, пан, возвращайся домой в свою землю, довольно тебе разорять Русь. Если не выйдешь из Руси или вновь придёшь, Богом тебя уверяю: убьют тебя в Русской Земле». Что впоследствии и сбылось.

«Он не молится за короля польского, сколько ни принуждали. Говорит, я на Руси рождён, на Руси крещён, за русского царя и Богу молюсь», — жаловались воеводе приближённые поляки. Удивляясь непоколебимой вере и мужеству старца, гетман Сапега глубоко задумался и сказал: «Правда в батьке велика: в какой земле жить, тому царю и служить» и тут же добавил: «Не видал я нигде такого батьку бесстрашного пред нашим мечом!» Сапега подарил монахам пять рублей и строго запретил полякам тревожить и грабить монастырь.

Сила святых Иринарховых молитв распространялась по всей Руси. Шли в монастырь за душевным исцелением и помощью нищие и убогие, богатые купцы, всесильные князья и простые ратники. Отправляясь в поход на самозванца весной 1609 года, попросил благодатной помощи и юный воевода Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.

Прожив короткую и яркую жизнь, он успел заслужить от современников высочайшую оценку "великого заступника и избавителя”, «храброго и мудрого мужа», «оборонителя государства Московского». Данное при крещении имя Михаил — в память вождя небесных ратей Михаила Архангела (8 ноября) — оказалось пророческим. Юному вождю и герою Отечества на помощь в прогнании супостата старец Иринарх послал благословение, освящённую просфору и свой победный поклонный крест, сказав при этом: «Дерзай, князь Михаил, и не бойся. Бог тебе поможет!»

И вот в многолетней череде предательств и клятвопреступлений, зависти и лжи, боярских интриг и измен — благодатным лучом просияли в годину лихолетья первые русские победы.

Разгром тушинских, польских отрядов и «воровских воевод» у Торжка и Твери, под Калязином и Дмитровом, Переславлем и Александровской слободой, освобождение от 16-месячной осады Троице-Сергиевого монастыря и поражение польских отрядов и разбойничьих казачьих шаек на подступах к столице… 12 марта 1610 года, в первый день Крестопоклонной недели Великого поста, когда отмечалось значение креста Христова — как символа спасения человечества, состоялось незабываемое торжество. Под колокольный благовест, пушечный салют и радостные клики горожан народный заступник и герой с великим триумфом и победным Иринарховым крестом, надетым поверх боевых доспехов, входил в освобождённую и ликующую Москву. Прибыв в первопрестольную и белокаменную столицу, он первым делом помолился в Успенском соборе Кремля, где приложился к чудотворной святыне Государства Российского — Владимирской иконе Богородицы.

Обладавший богатырским ростом и статью, врождённым благородством и другими достоинствами Скопин-Шуйский словно был создан, чтобы быть объединителем Руси, государственным деятелем и великим полководцем. Даже враги-поляки отдавали должное его военным талантам и ратным подвигам. Однако стремительная слава, всеобщее восхищение и народная любовь стали причиной преждевременной его смерти. Став жертвой боярской неприязни, чёрной зависти и лютой злобы национальный герой Отечества в возрасте 23 с половиной лет был отравлен на «крестильном» пиру и скончался 23 апреля 1610 года, оплаканный всем народом.

Так над юным вождём был свершён самосуд,

Так загублен был тот в ослепленьи коварства,

Кто один от врагов, от раздора и смут

Мог спасти потрясённое царство…

Е.Н.Опочинин. Князь Михаил Скопин-Шуйский

Перед смертью умирающий князь возвратил преподобному Иринарху победный поклонный крест вместе со многими дарами. Своего избавителя и «освободителя Русской Земли» народ торжественно похоронил между гробницами царей в соборе Архангела Михаила, сделав одним из главных героев народных сказаний и исторических песен ХVII века.

После смерти Скопина-Шуйского Русь снова погрузилась в пучину смуты, погибели и великого разорения. Страшные междоусобицы раздирали Отечество, на просторах которого хозяйничали польские и шведские интервенты, наемники и шайки убийц, разбойников и грабителей. Одновременно с оккупантами на Русскую Землю пришло католичество с разорением святых храмов, поруганием Православной веры и осквернением национальных святынь.

«В это трудное время тесная келья затворника становилась для народа тою нравственною надёжною опорою, которая помогала людям больше, чем оружие», — отмечал историк Иван Забелин.

С новой силой в годы «великого разорения» и лихолетья проявился патриотизм Русской православной церкви, прочная связь её интересов с интересами государства. Из Свято-Троицкой обители раздался набатный призыв к всенародному покаянию и очистительному подвигу, созданию ополчения и смертельной битве с многочисленным лютым врагом. «Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались ещё крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество», — отмечал историк Василий Ключевский.

Была одна Вера, одна национальная идеология, одна задача — спасение Отечества. Русские люди знали, что они есть — Третий Рим… Вдохновителем всенародной борьбы за освобождение Москвы и очищение от врагов России стал несгибаемый и твёрдый в вере 80-летний Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Мужественный, бесстрашный и суровый, он зажег пожар народного восстания: «Благословляю достойных вождей христианских утолить печаль Отечества и Церкви!»

В грозные годы иноземного нашествия и гражданской войны от мужественного духом патриарха Гермогена и Троице-Сергиевой обители шли грамоты и пламенные воззвания к народу, русским городам и православным воинам о спасении Отчизны. И народ восстал в грозном своём величии. Могучим эхом прозвучал в русских сердцах христианский боевой девиз — «Сим победиши!»

В первых рядах всенародного ополчения находились воинский стяг князя Пожарского с изображением Спаса-Вседержителя и чудотворная Казанская икона — путеводительница и святая помощница в делах ратных. Вождями нижегородского ополчения и «Совета Всея Земли» стали воевода Дмитрий Пожарский и гражданин Кузьма Минин, поднявшие и сплотившие русский народ во имя великой цели. Мощное патриотическое движение, родившееся на Волге, было призвано освободить Москву и очистить Россию от врагов, предателей и интервентов. Отныне сам народ решал свою судьбу. Поруганная честь Отчизны призывала к отмщению!

Всё отдадим, вождя найдём,

Освободим страну родную,

Или за Родину Святую

Все до единого умрём!

В. Чуфарин.Минин и Пожарский. 1897

Благословил народных вождей и преподобный Иринарх-Затворник, молившийся о спасении Державы Российской. С его благодатным медным крестом Минин и Пожарский победоносно дошли до Москвы, чтобы одолеть Смуту и «узреть славу Божию».

Вместе с чудотворным крестом святой подвижник передал вождям ополчения освящённую просфору со словами: «Дерзайте, не страшитесь ничего! Бог вам поможет!» Благословил нижегородское ополчение и настоятель Троице-Сергиевой обители Дионисий.

В августе 1612 года рати Минина и Пожарского подошли к русской столице и осадили её. В ожесточённых сражениях войско гетмана Ходкевича было отброшено от Москвы. "И был бой зело крепок, — записал летописец, — хватались за руки с врагами и секли друг друга без пощады…» Перед штурмом Китай-города православные воины наложили на себя трёхдневный пост и усердно молились Спасителю, Богородице и святым воинским покровителям. Документы и сказания ХVII века свидетельствуют о множестве чудес, явленных чудотворным Казанским образом. С его помощью была взята одна из башен Китай-города, захват которой предопределил успех общего штурма 22 октября 1612 года. За ним последовали капитуляция Кремля и сдача польского гарнизона.

"И Бог утоли гнев свой: Москву очисти 1612 октября 22-го. И сия подобно древнему чюду...» — так говорит летопись. В день всенародной победы у Кремлёвской стены стояли две великие святыни — чудотворная Казанская икона Богородицы и победный Иринархов крест. Вручённый князю Пожарскому в помощь на одоление супостата медный поклонный крест был вскоре возвращён святому старцу вместе с грамотой от руководителей ополчения. Эта грамота освобождала Борисоглебский монастырь от воинских налогов и сборов — по причине опустошения и разорения обители польскими интервентами.

После освобождения Москвы на просторах Государства Российского продолжали бесчинствовать разрозненные отряды польской шляхты и многочисленные воровские шайки казаков, грабителей и разбойников. Для очищения рубежей Отечества молодой царь Михаил Фёдорович в 1614 году направил князя-воеводу Бориса Михайловича Лыкова со значительным войском с приказом «промышлять над казаками» ратной силой. Воевода Лыков также получил просфору и медный крест старца Иринарха, который благословил его на святое ратное дело. Разбив «воровские» отряды и обратив их в бегство, многих казаков взяв в плен, воевода заехал в Борисоглебский монастырь, чтобы поклониться святым князьям-воинам Борису и Глебу и лично поблагодарить Иринарха-Затворника за молитвенный подвиг и дарованную победу.

«Слезами, молением, благословением, — по словам Ивана Забелина, — он ратоборствовал против врагов Отечества. При всяком значительном случае он отдавал воеводам своё единое и неодолимое оружие, родной поклонный крестьянский крест, с которым русские полки всегда достигали полного успеха в низложении смутной вражды».

А когда наступили в России мир и спокойствие — тихо покинул земную обитель святой воинский покровитель и победный вождь Иринарх. Ушёл он 13 января 1616 года — после 38-летнего молитвенного подвига на 69-м году жизни и был погребён в им же самим выкопанной могиле. В том же году скончался и спаситель Отечества Кузьма Минин. Уходя в Царствие Небесное, святой борисоглебский старец призвал братию и дал им наставление жить всегда в молитве, воздержании, трудах, любви и соборности. Просил молиться за себя и умер на молитве...

В последние годы почти забытое имя святого подвижника снова заблистало на русском небосклоне. С каждым годом увеличивается число желающих приехать на родину преподобного Иринарха, чтобы прикоснуться к русским святыням, испить воды из родников патриотизма, открыть для себя путь к вере, к Богу.

400 лет назад, укрепившись крестом и молитвой, народ русский поднялся на спасение гибнущего Отечества. Народ сам выдвинул из своих рядов национальных героев и вождей – Скопина-Шуйского, Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского, благословлённых медным крестьянским крестом Иринарха Ростовского.

Посетив Борисоглебский монастырь, известный русский писатель XIX века Александр Нечволодов сказал: «На сём месте начинались победы почти над каждой Русской Смутой!»

Владимир Максимов – руководитель военно-исторического объединения «Россия молодая».

Интернет-газета «Столетие»

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *