Тайна жития

Со вчерашнего вечера не давало мне покоя перечитанное вновь житие мучениц. В нём была какая-то загадка, какой-то ключ, который я всё не могла найти. То мне казалось, что этот ключ – слово «жертва», то — духовный смысл приобретало понятие «выбора»... Но ключом неожиданно оказались сами имена святых мучениц Веры, Надежды Любови и Софии. Именно они, своими дивными именами, открывают нам тайну своего жития. 

9, 10 и 12 лет было дочерям святой Софии. Жили они в Риме, родом были итальянками. София потеряла мужа вскоре после рождения третьей дочери. Все три девочки родились в 20-е годы II века н. э. Сколько лет было святой Софии, как звали её мужа, чем он занимался, был ли он христианином, как и его супруга – мы не знаем. Известно лишь, что София сумела воспитать детей в благочестии, дав им основы христианской веры.

«Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу», – пишет в житии святых мучениц святитель Димитрий Ростовский. А далее в житии идёт уже описание исповедания веры и страданий святых.

«Как так,– спросим мы, – мать сама приводит детей к мучителю, вместо того, чтобы бежать с ними как можно дальше, желая сохранить их невредимыми?» Что и говорить, для многих прихожан Православных храмов это кажется, порой, неким «перебором». А что уж говорить о тех, кто далёк от духовных вопросов... Стоит только представить себе, что это — наши дети, которых мы должны привести на казнь! О, какая буря чувств поднимется у любящих родителей, тут и говорить нечего. Мы попросту не готовы к этому.

И дело даже не в том, что несколько десятилетий нас воспитывало относительное благополучие внешней жизни, не в том, что материальная составляющая у многих стала перевешивать духовную, а в том, что многие из нас потеряли горячую жажду Бога, молитву, без которой невозможно дышать, мир душевный, в основе которого постоянное присутствие Бога в сердце. Много суетимся, оземленились, отяжелели и перестали понимать то, что было основой основ христианской жизни наших предков. Перестали понимать.

Да, все мы знаем про злых императоров-богоборцев, про то, что было немало мучеников в истории Церкви. Умом знаем. А знает ли наше сердце, как радовались сердца маленьких мучениц, когда они шли на мучение? Как горели их сердца крепкой верой, искренней надеждой на Вечную прекрасную Жизнь со Христом и безмерной любовью к Нему, любимому и Единственному Господу, прекрасному Жениху?! И премудрая мать, стоявшая рядом, выбрала эту участь для дочерей своих, сообразуясь с высшей духовной Мудростью, говорящей ей о том, что за эти краткие мучения будет даровано её детям лучшее из лучших будущее: не Оксфорд или Гарвард, не яхты и особняки, а то, ради чего мы пришли в этот мiр — Царствие Небесное. София знала это точно, и её выбор был безупречен.

Мученическая смерть святых Веры, Надежды, Любови и Софии произошла в 137 году. То есть, практически, через 100 лет после Крестной смерти и Воскресения Спасителя. А теперь спросим себя: кажется ли нам то, что было 100 лет назад какой-то несусветно-далёкой далью, где всё настолько поросло быльём, что и сказать об этом времени нечего? Конечно, нет. То время мы знаем, прежде всего, по рассказам наших родных, с которыми делились воспоминаниями их родители, бабушки или дедушки. В большинстве наших семей устно передавались сведения о 20-х годах прошлого века, сведения очевидцев, и для многих из нас это время — вполне живо и достаточно понятно.

В начале II века в Риме, безусловно, помнили о Христе. Не по книгам, а по рассказам родных, слушавших проповеди апостола Павла или видевших мученическую смерть апостола Петра.  Христианство проникло в Рим очень рано. Целых два года проповедовал в Риме апостол Павел, а  64-м году на перевёрнутом кресте умер апостол Петр.  Задолго до этого в Риме благовествовала о Христе Воскресшем и святая Мария Магдалина. Римским епископом до 136 года был святитель Телесфор, претерпевший мучения за Христа спустя несколько месяцев после святой Софии с дочерьми. То есть, в Риме жила и процветала христианская вера, основанная на живых рассказах свидетелей и их родственников.

Стала ли святая София христианкой, услышав чью-то, быть может, пламенную проповедь или же впитала в себя благие начатки веры с молоком матери – мы не знаем. Но святая семья сумела понять главное — смысл жизни человека в его возвращении к Богу, в Его Царствие – нашу Небесную Родину,  в том, чтобы покинуть «место заключения», куда Господь поместил человечество после грехопадения, и возвратиться туда, откуда мы родом.

Мы знаем и ещё один пример Семьи, добровольно принявшей мучение за Христа и Россию, это — святая Царская Семья. Как близко всё у Бога, и 1781 год, разделяющий эти два Подвига у Господа -  как один день.

 

Молите Бога о нас, святые Веро, Надеждо, Любы и Софие! Молите Бога о нас святые великомученики Царю Николае, Царице Александро, Царевиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Помогите нам и Святой Руси нашей в трудную годину, укрепите нашу Веру, даруйте светлую Надежду и возгрейте Любовь к Богу и ближним в сердцах наших! Аминь.

 

(р. Б. Елена)

 

 

 

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *