Святость святых

В житии каждого святого, как и в жизни каждого человека, есть что-то своё, личностное, индивидуальное. Но есть и нечто общее,  объединяющее угодников Божиих, то, что можно, вероятно, назвать «святостью святых».
Проявление святости – некоей «особости», можно даже сказать «инакости» (термин философии Платона) ещё в раннем детстве мы находим в житиях многих святых подвижников. Читая их жизнеописания, мы, нет-нет, да сталкиваемся с  такими вот «золотыми искорками» проявления Царствия Небесного на земле, с тем, что, по отношению к мiру земному, дольнему – есть «иное», горнее, Небесное, быть может, не понятное и даже неприятное кому-то, то, что чуждо земным утехам и земному благополучию, а  потому нередко раздражает, вызывает злобу и неприязнь.

Конечно, мы понимаем, что многое из жизни святых остаётся в тайне, сокрыто от нас. Но даже то немногое, что сохранилось, то, что Бог счёл нужным показать нам – как некий совершенный навигатор – указывает верное направление жизни, помогает не сбиться с курса.

Есть разные лики святости. Одни святые прославлены как мученики, великомученики или страстотерпцы, другие – как преподобные, а ещё – апостолы, пророки, равноапостольные, святители, праведные, безсребренники, благоверные, исповедники, столпники... Святых, прославленных в одном лике, безусловно, тоже будут объединять какие-то общие для них черты служения Богу, общность пути.

Но, в то же время, есть и единственное, уникальное в житии каждого угодника Божия, то, что позволяет нам с благоговением вспоминать и хранить эти черты в  памяти, во множестве жизнеописаний отличая одного подвижника от другого. Вот, мы читаем житие, кажется, что строки его достаточно сдержанны, даже, порой, скупы. Но, строчка за строчкой, начинает вдруг проступать внутренний облик человека, жизнью своей угодившего Богу. Мы словно прикасаемся к его душе, тихо и бережно. Читая житие, вдруг ощутим живого человека, удивимся, обрадуемся чему-то, заметим что-то важное, интересное, то, что захочется обязательно сохранить в памяти сердца и передать, быть может, своим друзьям и близким. И, прежде всего, это — встреча с проявлением святости святого.

Церковная наука, изучающая жития святых, называется агиографией. Эта наука большее внимание уделяет именно святости, а не событиям человеческой жизни, этим агиографическая литература отличается от биографической. Но и в житиях мы встречаем немало и биографических сведений, которые помогают нам воссоздать внутренний  облик того или иного угодника Божьего.

Также немаловажными оказываются исторические и, порой, даже географические детали, о которых говорится в житии. Отталкиваясь от этих, обычно очень скупо изложенных, деталей, почитав дополнительную литературу, мы можем представить себе обстановку того города, села, монастыря, где жил и подвизался святой, те исторические события, которые происходили во время его земной жизни, природу, которая его окружала. Так — он становится ближе к нам, вернее, мы ближе к нему.

Нередко в житиях эти чудесные «золотинки инобытия», того, что «не от мiра сего», видны уже с раннего детства. И дальше жизнь того или иного угодника Божия нередко складывается в земном плане весьма трудно. Ведь в большинстве случаев святых нельзя назвать «успешными», «удачливыми» в том понимании, как это принято сейчас. Ведь эти слова, как правило, говорятся о земном, а совсем не о Небесном. Святые часто гонимы: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное», Мф. 5:10. Даже ненавидимы мiром: «аще от мiра бысте были, мiр убо свое любил бы: якоже от мiра несте, но Аз избрах вы от iира, сего ради ненавидит вас мiр... Ин 15:17». Они соразмеряют свой жизненный путь, свои поступки не с тем, с чем привыкли мы, а с тем, что угодно Богу...

Вот так, шаг за шагом, открывая для себя дивный мiр святости, мы начинаем переосмысливать и свою жизнь, исправлять свои ошибки, просить прощения за содеянное и каждый день учиться жить Богом и для Бога.

...Примерно год назад возникло у меня желание прикоснуться к некоторым житиям, отыскав в них эту «святость святых», часто не такую заметную при первом прочтении. Так появились мои первые рассказы о святых, опирающиеся, безусловно на те жизнеописания, которые известны в Православной Церкви. Собственно говоря, и рассказами то это назвать трудно, так как это не художественная литература, а, скорее, небольшие зарисовки, возможно что-то вроде эссе. Некоторые из них совсем маленькие, другие другие — побольше. Пока их немного, опубликованы они все на моём Телеграм-канале «Умом Россию не понять». А сейчас вот решила понемногу опубликовать их здесь на сайте, который снова возобновляет свою работу после долгого перерыва. Быть может, если Бог благословит, появится и что-то новое.

Рада новой встрече с вами, мои дорогие читатели! Храни вас Господь!

 

Ваша Елена Румянцева

 

 

Предлагаем посмотреть:

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *