Священномученик Дионисий Ареопагит

Когда читаю или пишу о раннехристианских святых, меня невольно охватывает благоговейный трепет. Особенно, когда речь идёт о тех из них, кто был современником земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых апостолов из числа двенадцати. Вот, к таким святым и принадлежит священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, ставший апостолом от 70-и.

Мы все с вами знаем, как ценны бывают свидетельства очевидцев, тех, кто действительно видели те или иные важные события, слышали то, что говорилось при этом. Святой Дионисий видел Пресвятую Богородицу при Её земной жизни, а в 57-м году присутствовал среди собранных вместе апостолов при Её погребении.

Он был сподвижником и учеником святого Апостола Павла.

«Он был в Иерусалиме у Гроба Господня, где видел и слышал Иакова брата Божия и первоверховного Петра. Там же Дионисий видел и Иоанна Богослова с учениками Апостола Павла: святыми Тимофеем и Иерофеем и с иными многочисленными братьями, когда он проповедовал там о Таинствах веры», — пишет святитель Димитрий Ростовский.

Наконец, в Риме он служил и проповедовал под началом священномученика, епископа Климента Римского, святые мощи которого на семь дней со дня его мученической кончины, ежегодно открывало поглотившее их море, чтобы верующие могли поклониться им.

Сила и крепость веры первых христиан, колоссальная мощь первых веков христианства призвана постоянно напоминать нам о том, что Бог и в прежние времена и сейчас — Тот же, Неизменный,   Всесовершенный и Всемогущий.

*   *   *

Святой Дионисий родился в 6-7-м году нашей эры и был всего лишь на несколько лет младше земного возраста Иисуса Христа. Родители его были язычниками благородного происхождения и дали сыну блестящее образование. Способности юноши были удивительными. Так, в еллинской премудрости Дионисий показывал «такие успехи, что, будучи двадцати пяти лет от роду, он превзошел в философских познаниях всех своих сверстников». Но Дионисий хотел учиться и дальше. Для усовершенствования своих познаний Дионисий какое-то время пребывал в египетском городе Илиополе, где жили знаменитые учителя.

«В тот самый день, когда был распят на Кресте, ради нашего спасения, Христос Господь и, когда в полдень солнце померкло и в продолжение трех часов была тьма, Дионисий в изумлении воскликнул:

– Или Бог, Создатель всего мира страждет, или сей видимый мир кончается!

Он сказал сие о Христовом страдании по наитию Духа Божия, а не по учению премудрости века сего». (Здесь и далее цитаты из жития святого Дионисия, составленного святителем Димитрием Ростовским).

Вернувшись в Афины святой Дионисий женился и, будучи признанным авторитетом среди жителей города по разуму и благородству, стал членом Ареопага, высшего органа судебной и политической власти в Афинах. И вот в Афины прибыл святой Апостол Павел. Его проповедь в Ареопаге вызвала у многих старейшин недоумение. Когда проповедь закончилась, все разошлись, святой же Дионисий остался наедине с Павлом, желая продолжить духовную беседу.

«Павел спросил его:

– Кого вы почитаете за Бога?

Дионисий показал ему в городе Кроноса, Афродиту, Зевса, Гефеста, Гермеса, Диониса, Артемиду и многих других. Рассматривая вместе с Дионисием этих богов, Апостол Павел увидел одно капище, на котором была надпись: «Неведомому Богу». – Он спросил Дионисия:

– Кто сей «Неведомый Бог»?

– Тот, – отвечал Дионисий, – Который еще не явился среди богов, но Который придет в свое время. Это Тот Бог, Который будет царствовать над небом и землею, и царству Его не будет конца».

Услышав такие слова, Апостол Павел рассказал Дионисию о том, что уже родился Сей Бог и пострадал на Кресте за людей, за их спасение. Рассказал и о том, что солнце померкло на целых три часа, когда Спаситель висел, пригвожденный ко Кресту. И вдруг всё сложилось, совпало, соединилось. Как молния сверкнула в его сознании, и Дионисий вспомнил то, поразившее его, страшное затмение и свои слова: «Или Бог, Создатель всего мира страждет...»

«После сего он открыл сердце свое к познанию Неведомого дотоле Бога, Господа Иисуса Христа», — говорит святитель Димитрий. Вместе с женой Дамарой и сыновьями, всем домом пришёл он к Апостолу Павлу и крестился. Три года ходил он непрестанно за святым Павлом, поучаясь от него, бывая в тех местах, где тот проповедовал.

Так случилось, что святому Дионисию было суждено увидеть и Саму Пречистую Богородицу при Её земной жизни.

"Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Потом святой Дионисий был поставлен Апостолом Павлом во епископа и стал во главе Афинской Церкви, значительно распространив её. После же смерти Апостола он отбывает в Рим, где его с радостью принимает святой епископ Климент.

В небольшом повествовании кажется всё близко, и святой будто ещё молод. Но прошло уже много лет, и епископ Дионисий, оставаясь молодым душею и духом, телом состарился, приближаясь к концу своего земного пути.

Начинается его последнее земное путешествие. По поручению святого Климента, вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и прочей братией отбывает он в Галлию (современные Францию, Бельгию и север Италии) для проповеди здесь слова Божия. О многом не известно нам, но в житии сказано, что в городе Париже святой Дионисий многих обратил в христианскую веру и выстроил церковь.

Но вот началось второе, после Нерона, гонение на христиан, предпринятое императором Домицианом. Он послал в Париж своего военачальник, дабы тот предавал христиан на мучения. Взяты были святой Дионисий, которому было уже почти 90 лет, Рустик и Елевферий.

Нечестивый военачальник по имени Сисиний с гневом спросил старца:

«– Ты ли тот злочестивый старец Дионисий, который, хуля наших богов, ниспровергает всё служение им и противится царским повелениям?

Святой отвечал:

– Хотя я, как ты и сам видишь, уже состарился телом, но вера моя цветет юностью и исповедание мое всегда рождает новых чад для Христа.

На вопрос Сисиния: «Кого он почитает за Бога», – святой Дионисий возвестил ему слово истины и исповедал великое имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа».

Так же отвечали и Рустик с Елевферием. Святой Дионисий мужественно претерпел все, выпавшие на его долю мучения: был биен верёвками и благодарил Бога за то, что сподобился носить раны Его на теле своем. Лежал на раскалённом железе, воспевая слова 118-го псалма: «Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е». Он остался невредимым среди диких зверей, которым запретил трогать святого Бог, и огонь, в который святой был брошен, не коснулся его...

В темнице же, святой Дионисий служил Божественную Литургию в сослужении Ангелов, со светлым воинством которых являлся Сам Царь Славы. Верующим, которые приходили на эти службы, дано было видеть сие телесными очами. Видели они и несказанный свет над святым Дионисием.

Вскоре все трое мучеников были осуждены на усекновение мечом.

«Когда святых вели из города к горе, прозывавшейся Ареевой, то Дионисий молился, взывая:

– Боже, Боже мой, создавший меня и научивший вечной Твоей премудрости, открывший мне Твои таинства, и всюду, где бы я ни находился, сопребывавший со мною. Благодарю Тебя за всё, что Ты устроил чрез меня для славы пресвятого Твоего имени и за то, что Ты посетил мою удрученную трудами и стремящуюся созерцать Тебя старость, призывая меня к Себе с друзьями моими. Итак, молюсь Тебе: приими меня и друзей моих, будь милостив для тех, которых Ты стяжал Своею Кровию и сопричислил нас к числу Своих слуг за наше служение Тебе, ибо Твоя есть сила и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Затем, произнесши слово «аминь», святой преклонил святую главу свою за пресвятое имя Иисуса Христа, и был усечен тупою секирою. Вместе с ним сложили за Христа свои главы и святые Елевферий и Рустик».

А дальше свершилось ещё одно чудо: святой Дионисий взял свою отсеченную главу в руки и прошёл с ней три километра до церкви, где его встретила благочестивая прихожанка по имени Катулле. Она приняла из рук святого его честную главу и, уговорив языческих сторожей отдать и тело святого, вместе с другими христианами похоронила его. Было это в 96-м году. При гробнице святого Дионисия творились многие и многие чудеса!

*   *   *

До нашего времени дошли выдающиеся творения святого Дионисия: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам. «Цель Богоучрежденной Ангельской иерархии – восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, безплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой» («Азбука веры»). Как-то хорошо, правда?

А вот одна небольшая цитата из книги священномученика Дионисия «О Небесной иерархии»:

«Приняв невещественными и безбоязненными очами ума высший и первоначальный свет Богоначального Отца, свет, который в преобразовательных символах представляет нам блаженнейшие чины Ангелов, паки от сего света будем устремляться к простому его лучу. Ибо свет сей никогда не теряет внутреннего своего единства, хотя по своему благодетельному свойству и раздробляется для того, чтоб сраствориться с смертными срастворением, возвышающим их горе, и соединяющим их с Богом. Он и сам в себе остается и постоянно пребывает в неподвижном и одинаковом тождестве, и тех, которые надлежащим образом устремляют на него свой взор, по мере их сил, возводит горе, и единотворит их по примеру того, как он сам в себе прост и един. Ибо сей Божественный луч не иначе может нам возсиять, как под многоразличными, священными и таинственными покровами, и притом, по Отеческому промыслу, приспособительно к собственному нашему естеству».

Кто-то ещё считает древних людей «отсталыми», «недалёкими», а нас — просвещёнными?

Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют «Ареопагитики») имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви, а нам с вами ещё предстоит их открыть для себя!

СВЯТЫЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИЧЕ ДИОНИСИЕ, МОЛИ БОГА О НАС ГРЕШНЫХ!

Память священномученика Дионисия Ареопагита празднуется 16 (3) октября.

(р. Б. Елена)

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *