🌿🍎🍏🍎РАЙСКИЕ ЯБЛОЧКИ

Цикл небольших зарисовок, которые можно объединить одним названием «Святость святых», хочется начать с жития преподобного Евфросина Палестинского, память которого Православная Церковь праздновала сегодня. Господи, благослови!

Из жития святого нам известно, что жил он в IX веке, в Палестине близ Иордана  и подвизался в одном из общежительных монастырей, нёс там поварское послушание. Родители его были крестьянами. Святого Ефросина-повара почитают в Греции и на Кипре. Перед приготовлением пищи читают молитву: «Господи, благослови приготовить пищу сию во славу Твою по молитвам Евфросина повара».

Мы же с благоговением вспоминаем  удивительнейшее событие, произошедшее в жизни святого, пересказанное нам святителем Димитрием Ростовским. Так интересно и живо рассказал он о произошедшем чуде,  что сей пересказ будет основой и моего рассказика. Я же, грешная, только слегка .дополню повествование. 

Чудесное событие, о котором пойдёт речь, безусловно будет для нас главным видимым проявлением святости преподобного Евфросина, но не единственным.

Вот, как описывает это событие святитель Димитрий:

«Некий иерей, живший в одном монастыре с Евфросином, всегда молил Бога показать ему в чувственном виде те будущие блага, которые уготованы любящим его. И вот в одну ночь он имел такое видение: ему представилось, что он стоит в раю, со страхом и радостью созерцая его неизреченную красоту; там он увидал повара своего монастыря Евфросина.

Приблизившись к нему, иерей спросил:
– Брат Евфросин, – что это? Неужели это рай?
Евфросин отвечал:
– Да, отче, это рай.
Иерей опять вопросил его:
– А ты как здесь?
Евфросин отвечал:
– По великой милости Божией я поселился здесь жить, ибо сия есть обитель избранных Божиих.
Иерей спросил:
– Имеешь ли ты какую-нибудь власть над этими красотами?
Евфросин отвечал:
– Сколько могу, столько и даю из того, что видишь.
Иерей сказал:
– Не можешь ли и мне дать что-нибудь из сих благ?
Евфросин отвечал:
– По благодати Бога моего, возьми, что хочешь.
Тогда иерей, указав рукою на яблоки, попросил их. Евфросин, сорвав три яблока, положил их иерею в платок, говоря:
– Возьми то, чего просил, и насладись.

В это время начали ударять в церковное било к утрене. Иерей, проснувшись и придя в себя, счел виденное за сон, но, протянув руку к платку, нашел в нем те яблоки, которые получил в видении от Евфросина, и ощутил неизреченное благоухание от них и посему находился в изумлении. Встав с постели и положив на нее яблоки, он пошел в церковь и увидел там Евфросина стоящим на утренней службе. Подойдя к нему, иерей клятвенно упрашивал его открыть ему, где он был в нынешнюю ночь.
Евфросин отвечал:
– Прости меня, отче, в нынешнюю ночь я был там, где ты меня видел.

Иерей сказал:

– Потому-то я и заклял тебя объявить дела Божии, чтобы ты не утаил правды.
Тогда смиренномудрый Евфросин сказал:
– Ты, отче, просил у Господа показать тебе в чувственном виде воздаяния избранникам Его, и Господь благоизволил твоему преподобию показать сие чрез меня, худого и недостойного, и вот ты увидел меня в раю Бога моего.
Иерей спросил:
– А что ты дал мне, отче, в раю, когда я просил у тебя?
Евфросин отвечал:
– Я дал тебе три яблока – те самые, которые ты положил в келлии своей на одре, но прости меня, отче, ибо я червь есмь, а не человек.

По окончании утрени, иерей собрал братию и, показав ей три райских яблока, подробно рассказал то, что видел. Тогда все ощутили от тех яблок неизреченное благоухание и радость духовную и в умилении дивились тому, о чем поведал иерей. Они пошли в поварню к Евфросину, дабы поклониться рабу Божию, но уже не нашли его, ибо он вышел из церкви и скрылся, избегая славы человеческой, и никак не могли его найти. А куда именно: он скрылся, – об этом нет нужды много допытываться: ибо если для него был открыт рай, то куда же он мог скрыться? Яблоки те братия разделили между собою и раздавали многим на благословение, в особенности же – для исцеления: ибо больные, вкушавшие от них, исцелялись от своих болезней. И много пользы все получили от такого дара святого Евфросина и, сохраняя описанное дивное видение не только на хартиях, но и в сердцах своих, стремились к великим подвигам и благоугождали Богу».

Таких явлений дарования нашему земному мiру  вещества из мiра горнего известно крайне мало. И райские яблочки святого Евфросина не перестают удивлять нас, радовать, укреплять  в вере. И мы благодарим Бога за то, что даровал нам возможность прикоснуться к великой Тайне Царствия Небесного.

Давайте теперь подумаем, что же было главным во внутреннем облике преподобного? Какие качества его души сделали возможным даровать ему принести в наш мiр плоды из райского сада, соединяя, казалось бы, несоединимое? Конечно, мiр горний и мiр дольний находятся в постоянном соединении через молитвы, через Таинство Евхаристии, но мы, в силу грубости нашей земной природы, не видим этого. Святые видят. И не только связь с горним, но, к сожалению, по нашим грехам доступ на землю получают и жители ада. Это тоже видят святые и горько плачут об этом. А тут по неизреченной Милости Божией на земле появились эти яблочки, которые можно было осязать и вкушать в утешение и уверение в истинности пакибытия!

Как же сподобился преподобный Евфросин такой вот святости, что даровал ему Господь принести сей чудный дар в наш мIр?  Ответ в житии святого. Это его безконечное смирение. Много ему пришлось претерпеть в монастыре, но все досаждения, поругания, поношения от братии претерпевал он с великим благодушием, пламенея лишь любовью к Богу.  «Но прости меня, отче, ибо я червь есмь, а не человек», – говорит святой. «Они пошли в поварню к Евфросину, дабы поклониться рабу Божию, – пишет святитель Димитрий, – но уже не нашли его, ибо он вышел из церкви и скрылся, избегая славы человеческой...». 

«Ты, отче, просил у Господа показать тебе в чувственном виде воздаяния избранникам Его, и Господь благоизволил твоему преподобию показать сие чрез меня, худого и недостойного...», – говорит святой иерею. И смирение преподобного так угодно Богу, что Он творит через него Свои чудеса.

Старец Фаддей (Витовницкий) говорит:

«У меня было желание познать цель нашей земной жизни. Сущность жизни не открыта, и невозможно познать, что такое жизнь, но меня интересовало, что было целью жизни людей, преданно служивших Богу. Еще давно, в юные годы, я листал творения святых отцов и старался понять их внутреннее состояние; они сами описывали то, что интересовало людей, ищущих Бога.

Мы живем внешней жизнью, видим, как течет жизнь, но каждая личность живет и особенной внутренней жизнью. А меня интересовала внутренняя жизнь тех, кто жил на земле совершенной жизнью и был прославлен Богом и в вечности, и здесь, на земле. И тогда я узнал, что совершенство христианской жизни – в смирении».

Святитель Димитрий Ростовский так заканчивает житие святого:

«Молитвами преподобного Евфросина да сподобит Господь и нас райских обителей! Аминь».🌿🍎🍏🍎

 

(р. Б. Елена)

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *