Да, сегодня воистину Праздник певчих! Для тех, кто проходит клиросное послушание – особый день!
Пресвятая Богородица всегда помогает на клиросе, знаю это по опыту. Сколько раз в Её праздники ощущалась эта помощь, эта поддержка. Когда служба буквально лилась непрерывным благодатным потоком, а петь было легко-легко. Да и во всех трудных ситуациях: неполный состав хора, недоучили что-то или ещё какие-то сложности — стоит только от сокрушенного сердца, от безпомощности своей обратиться к Матери Божией и вот уже Она спешит на помощь и ПОМОГАЕТ!
...А ведь сегодня после службы разъяснилось! Не состоялся обещанный в прогнозах дождь, небо открылось чистыми просинями, и солнышко пригревает как-то радостно, прямо по-летнему. Видать, крепко помолился сегодня наш православный екатеринбургский люд Пресвятой Заступнице нашей!
Сегодня православная Церковь праздновала также память двух преподобных певчих: Романа Сладкопевца и Иоанна Кукузеля. Восемь столетий отделяет земное время жития этих святых друг от друга. А с точки зрения дня сегодняшнего оба святых жили «давным-давно». Но, если отложить от нашего времени 800 лет назад, получится... 1223 год! Вот такая разница во времени. Но — это только земное время. Временное время. А там, где нет времени, там где Вечность — эти святые рядом, быть может, вместе поют-воспевают дивные гимны Создателю нашему. И ничего слаще этого нет: быть рядом с Творцом и петь славу Ему!
Святого Романа Сладкопевца часто изображают на иконе Покрова Пресвятой Богородицы, стоящим со свитком в руках. Казалось бы странно — события «Влахернского чуда» происходили в Константинополе в начале X века, а жил святой Роман почти за 400 лет до этого. Но особое сердечное расположение было у святого Романа к Той, что носила во чреве Своем «вселенную в Руках держащего».
Переехав в Константинополь из Бейрута, он служил в церкви Кириотисса, великолепном храме, выстроенном в честь Пресвятой Богородицы. По ночам же молился усердно во Влахернской церкви, той самой, в которой, во время смертельной опасности для жителей города, через несколько веков явится Сама Пречистая с чудесной свитой Своей, дабы сохранить святой град и православных христиан, жителей его. В этом храме была древняя святыня — икона Богородицы Одигитрии, названная Влахернской, по преданию написанная святым евангелистом Лукой и переданная в дар сестре императора Феодосия II Пульхерии, строительнице этого храма.
Из жития святого нам известно, что, обиженный клириками, в большой печали, чувствуя стыд и отчаяние, молился он перед иконой Пресвятой Богородицы — скорее всего, именно перед этой древней иконой.
"...Он пал ниц перед иконою Пресвятой Богородицы, горько плача и молясь. Проведши долгое время в плаче и молитве, святой Роман встал и пошел в дом свой и, не вкусив от печали пищи, забылся сном. И вот во сне явилась ему Пресвятая Владычица наша Богородица, утешение всех скорбящих, держа в руке небольшой книжный свиток и сказала Роману тихим голосом:
– Открой уста!
Когда Роман открыл уста свои, Владычица вложила в них свиток и повелела съесть его. Роман проглотил хартию и тотчас проснулся, но никого не увидел перед собою; ибо Явившаяся стала невидима. Сердце его исполнилось неизреченной сладости и радости духовной, — пишет святитель Димитрий Ростовский.
Одни источники утверждают, что святой Роман был неграмотен до этого события, другие же доказывают, что он, ещё будучи в Эмесе, где родился, и в Бейруте, получил прекрасное образование. Но так или иначе нам становится понятно, что чтецу Роману по каким-то причинам было трудно исполнять свое послушание в храме, что вызывало насмешки со стороны других клириков. После же явления Пресвятой Богородицы всё наладилось настолько, что патриарх поставил его диаконом, и прославился святой Роман не только как превосходный чтец и певец, но и как выдающийся гимнограф, составивший около тысячи многострофных кондаков.
Первый кондак преподобного Романа был посвящён празднику Рождества Христова и начинался с известных многим слов: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Да, именно «рАждает», так пишется на церковнославянском.
Слово «Пресущественнаго»— вдруг задело, а потом, будто через увеличительное стекло, позволило себя рассмотреть. Смотрю разъяснение: «вечносущ(ествующ)ий; предвечный». Хочу ещё найти что-то и нахожу фразу, заставившую замереть, затаив дыхание: «Чтобы «Пресущественного пресущественно воспеть» человек должен войти в «пресущественный сумрак» неведения, совлечься тварных символов и образов». А далее ссылка: «Божественный мрак». Перехожу по ссылке и нахожу творение профессора Владимира Николаевича Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», глава 2-я. И понимаю, как многого я ещё не знаю и как многое хотелось бы узнать, понять, воспринять, вместить. Собственно говоря, и не начинала ещё. Господи, помилуй!
Попутно вспоминаю и то, как в своё время удивилась тому, какими были кондаки в древности. Это у нас, видимо по оскудению веры и постоянному недостатку времени, всё коротенькое, сокращённое. А там...
«Само слово кондак (греч. κοντάκιον) происходит от κόνταξ или κοντός — «палочка», на которую наматывался свиток пергамента. Название связано с тем, что древний кондак представлял собой целый комплекс песнопений, которые составляли своего рода богословскую поэму и хранились в виде отдельного свитка. Однако термином «кондак» песнопения данного жанра стали называть очень поздно – только в X веке; до этого сами авторы их называли «гимн», «песнь», «хваление» и даже «псалом»».(Азбука веры)
Вот таких-то кондаков, да тысячу! Моли Бога о нас, немощных и грешных, святой отче Романе!
Второй сегодняшний святой певчий — это преподобный Иоанн Кукузель, Афонский, доместик (регент). Родом из Болгарии, он в детстве остался сиротой.
...И снова мы в Константинополе.
«Обладая очень красивым голосом, поступил в придворную Константинопольскую школу, где за свои дарования приобрел расположение императора Иоанна Комнена (1118–1143 гг.) и стал первым придворным певцом. Но прелести императорского двора томили боголюбивого юношу. Не желая оставаться среди довольств и роскоши, избегая вступления в брак, который готовился для него императором, юный Иоанн стал искать пути покинуть столицу и скрыться в отдаленной пустыни», — читаем в житии.
Да, «святость святых» и здесь проявляет себя. От успешности и всяческого земного благополучия бежит юный Иоанн, как от огня. "Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит" (Пс. 19:4). Встречает юноша «по сердцу своему» мудрого афонского игумена, прибывшего по делам в Константинополь, с которым уходит на Святую Гору. Там он принимает монашество и получает послушание пасти монастырское стадо. Нравится ему послушание. Уходит со стадом юноша в далёкие святогорские пустыни, где можно вдоволь молиться, петь Богу и размышлять о Нём в тишине и уединении. Животные, заворожённые красотой голоса святого, собирались вокруг него и молча слушали пение.
Иоанн по смирению никому не говорил о даре своем. Но однажды вынужден он был открыться перед игуменом и с тех пор пел по воскресеньям и в другие праздники на правом клиросе.
«За свое пение святой удостоился великой милости Самой Божией Матери: однажды после акафиста, пропетого перед иконой Богородицы, святому Иоанну в тонком сне явилась Сама Богоматерь и сказала ему: „Пой и не переставай петь. Я за то не оставлю тебя“. При этих словах Она вложила в руку Иоанна золотую монету и стала невидима. Монета была подвешена к иконе, и с того времени от иконы и монеты стали совершаться чудеса. Икона та, именуемая „Кукузелиса“, находится и поныне в Лавре святого Афанасия».
Да, сон был тонким, а монета явилась в наш мiр из Небесного мiра... Помолчим в благоговении...
Полюбила Матерь Божия Своего певца и ещё один раз явилась ему, исцелив от тяжкой болезни ног, вызванной долгими стояниями в храме. «Остаток дней своих он провёл в усиленных аскетических подвигах».
Церковные певчие почитают преподобного Иоанна, как своего покровителя. Он был не только прекрасным певчим, но и церковным композитором, регентом, сам писал и перекладывал церковные тексты. Писал он и книги о церковном пении, такие — как, например, «Наука о пении и певческие знаки со всем законоположением для руки и со всем устройством пения» и другие.
Мощи преподобного Иоанна Кукузеля находятся на Афоне в монастыре Великая Лавра.
Тропарь преподобному Иоанну Кукузелю, глас 5
Сладкогла́сная благода́ть, язы́ка твоего́, о́тче,/ миротвори́т и весели́т Христо́ву Це́рковь./ Ты бо песнопе́вец боже́ственный яви́лся еси́, блаже́нне./ Те́мже зла́тицею воздаде́ ти сла́вно Пречи́стая Богоро́дица/. Ю́же, Иоа́нне, моли́// поми́ловатися душа́м на́шим.
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!
ПРЕПОДОБНЫЕ ОТЦЫ РОМАНЕ И ИОАННЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!