Вчера мы праздновали память одного из самых сокровенных и таинственных святых Православной Церкви, праведного Симеона Верхотурского. В его житии мы встречаем тишину иного мiра. Встречаем такие поступки святого, которые остаются не поняты многими нашими современниками.
Что знаем о святом Симеоне? Совсем немного. Родился он в начале XVII века в дворянской семье, где-то в европейской части России. Оставив почести и земное богатство, Симеон ушёл в Сибирь, где жил как простой странник, скрывая своё происхождение.
«...Святой не поселился в самом городе Верхотурье, ибо он избегал мирской суеты, а город Верхотурье был известен тогда как торговое место, где трудно было вести тихую жизнь, как того желал св. Симеон., – читаем мы в житии. – Посему он остановился в селе Меркушине, которое отстояло от Верхотурья верст на пятьдесят. Самая природа того места располагала святого мужа к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громадные ели, густые леса, местами прекрасные долины, вздымавшиеся скалистые утесы привлекали к себе подвижника. Он не жил постоянно в селе Меркушине, но часто оставлял его, странником ходил по окрестным селам и деревням или уединялся где-либо на берегах реки Туры, предаваясь различным подвигам и в молитве беседуя с Создателем».
Ходил он по сибирским сёлам, рассказывая сельчанам о Царствие Небесном, о Триедином Боге. Сельчане полюбили его, и даже иноверцы-вогулы удивлялись чистоте его жизни.
Когда святой не странствовал, то жил в селе Меркушино, расположенном в пятидесяти верстах от шумного торгового Верхотурья. На пропитание в зимнее время он зарабатывал шитьём шуб с нашивками. Что это были за шубы такие — увидела однажды на картинке, где показывали, как именно шили такие тёплые вещи в 17 веке. Очень красиво! Часто, по своему смирению, праведник не заканчивал работу самую малость и тайно уходил из того дома, где селился на время пошива. Сначала сельчане сильно ругали его за это, а когда поняли, что уходит Симеон, уклоняясь от платы за свой труд – стали благодарить.
В летнее же время святой уходил в тихое место на берегу Туры, верстах в десяти от Меркушино, удил рыбу и подолгу там молился в безмолвии. Камень под раскидистой елью, где любил сидеть святой Симеон, сохранился до сих пор.
Ещё известно, что был праведник воздержан в пище, ко всем относился приветливо, желая помочь. Всегда посещал церковные службы в меркушинском храме во имя святого Архистратига Божия Михаила...
Ко Господу преставился святой Симеон в возрасте 35 лет в 1642 году. Тело его было погребено в Меркушино, недалеко от храма. Через 50 лет, в 1692 году, гроб его начал чудесным образом подниматься из земли. Через щели в деревянном гробу сельчане увидели нетленные останки человека, имени которого они не знали.
Вскоре у новоявленных мощей стали совершаться чудотворения. Митрополит Сибирский Игнатий послал в Меркушино людей для их освидетельствования. «Один из них, — читаем мы в житии — иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» – явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», – и стал невидимым». Так люди узнали имя святого.
25 (12) сентября 1704 года святые мощи праведного Симеона Верхотурского были перенесены в Верхотурский мужской монастырь.
Так, начавшиеся в начале XVIII -го века чудеса святого Симеона продолжаются и до сей поры. На сайте читаем:
«Чудеса и исцеления от мощей святого праведного Симеона, происходившие в огромном количестве, привлекали в монастырь многочисленных паломников со всей России, число которых уже к началу XX века превышало 600 000 человек в год. Чтобы вместить огромное количество верующих, в 1913 году в Николаевском монастыре был построен второй по величине в России после храма Христа-Спасителя Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 10 тысяч человек. Для раки с мощами святого праведного Симеона пожертвовали украшенный камнями резной серебряный оклад. Выполненный по эскизу «царского места» (молитвенного трона под сенью) царя Иоанна Грозного из Успенского собора Московского Кремля, он был торжественно установлен в день рождения государыни императрицы Александры Федоровны 25 мая 1914 года. Только задумайтесь над этим: царь Иоанн Грозный и безродный бедняк под одной сенью! Словно бы Церковь Небесная открыла славу своего праведника миру и показала высоту его безвестного подвига пред земными царями!»
Описываемое здесь пожертвование драгоценной раки — лишь внешнее проявление каких-то невидимых духовных связей, существующих между Святой Царской Семьёй и праведным Симеоном. Истинную глубину этих связей мы, вероятно, не познаем никогда. Но по крупицам бережно соберём те свидетельства, которые говорят нам о её существовании.
В годы разгула большевизма мощи святого Симеона были перевезены сначала в Нижний Тагил, а потом, в 1936 году, в Свердловск. И пребывали они в помещении антирелигиозного музея, размещавшегося в том самом Ипатьевском доме, где совершилось ритуальное убиение Царской Семьи и верных Её слуг. Нет ничего случайного у Бога. Хотел ли Он этим зримо показать нам, грешным, это духовное соединение святых – разумеется, мы не знаем. Можем только с благоговением предположить это, сохраняя в молчании сердца.
Что же ещё известно нам о близости Царской Семьи к святому Симеону?
Во время освящения Крестовоздвиженского собора настоятель монастыря и протодиакон были в облачениях нежно-сиреневого цвета. Пошиты они были из коронационного платья Императрицы Александры Феодоровны и собственноручно Ею вышиты. Это, как пишут исследователи, единичный и уникальный факт.
Также святая Царица Александра вышила покров на раку святого Симеона с изображением его в полный рост, а Великие Княжны расшили тонкой вышивкой покровцы и воздухи для потира и дискоса нового собора.
Саму серебряную сень, о которой уже была речь, несколько тысяч паломников целых двадцать дней торжественно несли Крестным ходом из Екатеринбурга в Верхотурье.
"Все святые, канонизированные в царствование Императора Николая Александровича, помещены на колоннах сени в киотцах: свт. Феодосий Черниговский, Анна Кашинская и Евфросиния Полоцкая, свт. Иоасаф Белгородский и Патриарх Ермоген, свт. Питирим Тамбовский,преп. Серафим Саровский и, наконец, свт. Иоанн Тобольский.
Изображены в декоре сени и все небесные покровители Царской Семьи, а также Ярославская Печерская икона Божией Матери, в день празднования которой 14 мая состоялась в 1896 году Коронация Государя Николая II и Государыни Александры Феодоровны.Какой же был праздник здесь, на монастырской площади, в день рождения Государыни Александры Феодоровны 25 мая 1914 года, когда крестным ходом из Екатеринбурга, который вышел 6 мая, в день рождения Государя, и нёс к мощам Симеона Верхотурского икону св. Екатерины и всех небесных покровителей Екатеринбурга – прибыли тысячи паломников для чествования Царского дара!
Это был день Святой Троицы, и епископ Екатеринбургский Серафим сказал знаменательные слова:«Я благословил вас в путь 6-го мая, в день рождения Государя Императора, а здесь встречаю здоровыми и бодрыми, накануне рождения Государыни Императрицы. Весь ваш подвиг протёк, как ы заключённый в Царские объятия. Ныне же из этих Царских объятий вы придёте в благодатные объятия святого праведного Симеона».
Наконец, ещё один знаменательный факт: разорение Свято-Николаевской обители произошло 16-18 июля 1918 года, то есть в одно время с убийством Царской Семьи.
Конечно, есть и ещё свидетельства, но обо всём трудно написать, пусть что-то останется пока сокрытым.
* * *
Дорогой читатель! В житии святого Симеона мы снова встретились со «святостью святых», проявившей себя как высочайшее смирение, любовь к Богу, желание постоянного богообщения в уединённой молитве, когда мiрские слава и честь, успех и богатство были «проданы», а вместо них «куплено» Царствие Небесное, как в евангельской притче о жемчужине: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её» ().
НАУЧИ НАС ЦАРСКОМУ СМИРЕНИЮ СВОЕМУ, СВЯТЫЙ ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОНЕ! АМИНЬ.✨
(р. Б. Елена)


«

