Под Царской сенью

Вчера мы праздновали память одного из самых сокровенных и таинственных святых Православной Церкви, праведного Симеона Верхотурского. В его житии мы встречаем тишину иного мiра. Встречаем такие поступки святого, которые остаются не поняты многими нашими современниками.

 

Что знаем о святом Симеоне? Совсем немного. Родился он в начале XVII века в дворянской семье, где-то в европейской части России. Оставив почести и земное богатство, Симеон ушёл в Сибирь, где жил как простой странник, скрывая своё происхождение.

«...Святой не поселился в самом городе Верхотурье, ибо он избегал мирской суеты, а город Верхотурье был известен тогда как торговое место, где трудно было вести тихую жизнь, как того желал св. Симеон., – читаем мы в житии. – Посему он остановился в селе Меркушине, которое отстояло от Верхотурья верст на пятьдесят. Самая природа того места располагала святого мужа к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громадные ели, густые леса, местами прекрасные долины, вздымавшиеся скалистые утесы привлекали к себе подвижника. Он не жил постоянно в селе Меркушине, но часто оставлял его, странником ходил по окрестным селам и деревням или уединялся где-либо на берегах реки Туры, предаваясь различным подвигам и в молитве беседуя с Создателем».

Ходил он по сибирским сёлам, рассказывая сельчанам о Царствие Небесном, о Триедином Боге. Сельчане полюбили его, и даже иноверцы-вогулы  удивлялись чистоте его жизни.

Когда святой не странствовал, то жил в селе Меркушино, расположенном в пятидесяти верстах от шумного торгового Верхотурья. На пропитание в зимнее время он зарабатывал шитьём шуб с нашивками. Что это были за шубы такие — увидела однажды на картинке, где показывали, как именно шили такие тёплые вещи в 17 веке. Очень красиво! Часто, по своему смирению, праведник не заканчивал работу самую малость и тайно уходил из того дома, где селился на время пошива. Сначала сельчане сильно ругали его за это, а когда поняли, что уходит Симеон, уклоняясь от платы за свой труд – стали благодарить.

Камень святого Симеона на берегу реки Туры. Здесь он подолгу молился.

В летнее же время святой  уходил в тихое место на берегу Туры, верстах в десяти от Меркушино, удил рыбу и подолгу там молился в безмолвии. Камень под раскидистой елью, где любил сидеть святой Симеон, сохранился до сих пор.

Ещё известно, что был праведник воздержан в пище, ко всем относился приветливо, желая помочь. Всегда посещал церковные службы в меркушинском храме во имя святого Архистратига Божия Михаила...

Ко Господу преставился святой Симеон в возрасте 35 лет в 1642 году. Тело его было погребено в Меркушино, недалеко от храма. Через 50 лет, в 1692 году, гроб его начал чудесным образом подниматься из земли. Через щели в деревянном гробу сельчане увидели нетленные останки человека, имени которого они не знали.

Вскоре у новоявленных мощей стали совершаться чудотворения. Митрополит Сибирский Игнатий послал в Меркушино людей для их освидетельствования. «Один из них, — читаем мы в житии — иеро­ди­а­кон Ни­ки­фор Ам­вро­си­ев, в пути мо­лил­ся Бо­гу и неза­мет­но по­гру­зил­ся в лег­кую дре­мо­ту. Вдруг он уви­дел пе­ред со­бой че­ло­ве­ка в бе­лой одеж­де, сред­не­го воз­рас­та, во­ло­сы его бы­ли ру­со­го цве­та. Доб­рым взгля­дом он смот­рел на Ни­ки­фо­ра и на во­прос по­след­не­го: «Кто ты?» – явив­ший­ся от­ве­тил: «Я Си­ме­он Мер­ку­шин­ский», – и стал невидимым». Так люди узнали имя святого.
25 (12) сентября 1704 года святые мощи праведного Симеона Верхотурского были перенесены в Верхотурский мужской монастырь.

Так, начавшиеся в начале XVIII -го века чудеса святого Симеона продолжаются и до сей поры. На сайте Православие. RU читаем: 

«Чудеса и исцеления от мощей святого праведного Симеона, происходившие в огромном количестве, привлекали в монастырь многочисленных паломников со всей России, число которых уже к началу XX века превышало 600 000 человек в год. Чтобы вместить огромное количество верующих, в 1913 году в Николаевском монастыре был построен второй по величине в России после храма Христа-Спасителя Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 10 тысяч человек. Для раки с мощами святого праведного Симеона государь император Николай II и его семья пожертвовали украшенный камнями резной серебряный оклад. Выполненный по эскизу «царского места» (молитвенного трона под сенью) царя Иоанна Грозного из Успенского собора Московского Кремля, он был торжественно установлен в день рождения государыни императрицы Александры Федоровны 25 мая 1914 года. Только задумайтесь над этим: царь Иоанн Грозный и безродный бедняк под одной сенью! Словно бы Церковь Небесная открыла славу своего праведника миру и показала высоту его безвестного подвига пред земными царями!»

Описываемое здесь пожертвование драгоценной раки — лишь внешнее проявление каких-то невидимых духовных связей, существующих между Святой Царской Семьёй и праведным Симеоном. Истинную глубину этих связей мы, вероятно, не познаем никогда. Но по крупицам бережно соберём те свидетельства, которые говорят нам о её существовании.

В годы разгула большевизма мощи святого Симеона были перевезены сначала в Нижний Тагил, а потом, в 1936 году, в Свердловск. И пребывали они в помещении антирелигиозного музея, размещавшегося в том самом Ипатьевском доме, где совершилось ритуальное убиение Царской Семьи и верных Её слуг. Нет ничего случайного у Бога. Хотел ли Он этим зримо показать нам, грешным, это духовное соединение святых – разумеется, мы не знаем. Можем только с благоговением предположить это, сохраняя в молчании сердца.

Что же ещё известно нам о близости Царской Семьи к святому Симеону?

Во время освящения Крестовоздвиженского собора настоятель монастыря и протодиакон были в облачениях нежно-сиреневого цвета. Пошиты они были из коронационного платья Императрицы Александры Феодоровны и собственноручно Ею вышиты. Это, как пишут исследователи, единичный и уникальный факт.

Также святая Царица Александра вышила покров на раку святого Симеона с изображением его в полный рост, а Великие Княжны расшили тонкой вышивкой покровцы и воздухи для потира и дискоса нового собора.

Саму серебряную сень, о которой уже была речь, несколько тысяч паломников целых двадцать дней торжественно несли Крестным ходом из Екатеринбурга в Верхотурье.


"
Все святые, канонизированные в царствование Императора Николая Александровича, помещены на колоннах сени в киотцах: свт. Феодосий Черниговский, Анна Кашинская и Евфросиния Полоцкая, свт. Иоасаф Белгородский и Патриарх Ермоген, свт. Питирим Тамбовский,преп. Серафим Саровский и, наконец, свт. Иоанн Тобольский.
Изображены в декоре сени и все небесные покровители Царской Семьи, а также Ярославская Печерская икона Божией Матери, в день празднования которой 14 мая состоялась в 1896 году Коронация Государя Николая II и Государыни Александры Феодоровны.

Какой же был праздник здесь, на монастырской площади, в день рождения Государыни Александры Феодоровны 25 мая 1914 года, когда крестным ходом из Екатеринбурга, который вышел 6 мая, в день рождения Государя, и нёс к мощам Симеона Верхотурского икону св. Екатерины и всех небесных покровителей Екатеринбурга – прибыли тысячи паломников для чествования Царского дара!
Это был день Святой Троицы, и епископ Екатеринбургский Серафим сказал знаменательные слова:

«Я благословил вас в путь 6-го мая, в день рождения Государя Императора, а здесь встречаю здоровыми и бодрыми, накануне рождения Государыни Императрицы. Весь ваш подвиг протёк, как ы заключённый в Царские объятия. Ныне же из этих Царских объятий вы придёте в благодатные объятия святого праведного Симеона». (Источник)

Наконец, ещё один знаменательный факт: разорение Свято-Николаевской обители произошло 16-18 июля 1918 года, то есть в одно время с убийством Царской Семьи.

Конечно, есть и ещё свидетельства, но обо всём трудно написать, пусть что-то останется пока сокрытым.

                        *   *   *

Дорогой читатель! В житии святого Симеона мы снова встретились  со «святостью святых», проявившей себя как высочайшее смирение, любовь к Богу, желание постоянного богообщения в уединённой молитве, когда мiрские слава и честь, успех и богатство были «проданы», а вместо них «куплено» Царствие Небесное, как в евангельской притче о жемчужине: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её» (Мф. 13: 45–46).

НАУЧИ НАС ЦАРСКОМУ СМИРЕНИЮ СВОЕМУ, СВЯТЫЙ ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОНЕ! АМИНЬ.✨

 

(р. Б. Елена)

 

 

 

 

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *