Изменённая жизнь

Кому-то достаточно дуновения лёгкого ветра, прикосновения к душе, подобного пушинке одуванчика, а другому нужно очень сильное потрясение — тогда преображается жизнь человека, меняет свое направление и течёт отныне так, как того хочет Бог. Так случилось и с мытарем Петром, жившим в Африке в царствование императора Юстиниана (527–565).

Был Петр жесток и немилосерден, а сердце его оставалось окамененным и глухим к призывам Божиим. Каждого человека зовёт  Господь, только не каждый слышит этот зов. Так легко отвергнуть того, кто приносит нам веру, слова и намерения  Божии. Ведь Бог нередко творит дело спасения каждого из нас руками человеческими, вкладывая в наши действия и наши слова то, что потребно и полезно ближним нашим, а порой, и дальним... Прости нас, Господи!

Вот и Петр-мытарь не слышал до поры зова Божьего и пребывал душою в темнице страстей своих. Есть такой известный медицинский термин: «обезвоживание». Это — патологическое состояние организма, и симптомы его весьма неприятны.  А здесь можно сказать, что Петр-мытарь страдал «обезБоживанием». Это — тоже патологическое состояние, только не тела, а, в первую очередь, души.

Но Богу было угодно спасти и сего жестокосердного грешника. Как-то раз нищие, просящие подаяние, обсуждали тех, кто был щедр, молясь о них Богу, говорили и о немилосердных, укоряя их. Беседуя, выяснили они и то, что никто из них никогда и ничего не получил из дома Петра-мытаря.

Встал один из нищих и воскликнул:

– Что вы дадите мне, если я сейчас пойду и испрошу у него милостыню?

Получился как бы спор между ними. И нищие собрали залог, дабы выплатить его своему собрату, если в споре победит он. Встал нищий у ворот Петра и видит, как тот выходит из дома, ведя под уздцы нагруженного хлебом осла. Нищий, кланяясь, стал громко просить у Петра хлеба. Тот же кинул ему хлеб прямо в лицо и пошел рядом с ослом дальше.

«Подхватив хлеб, нищий пришел к своим собратьям и сказал:

– Из рук самого Петра я получил сей хлеб, - читаем мы в житии.

При сем он стал прославлять Господа, и благодарил Его за то, что Петр так милостив. Спустя два дня, мытарь расхворался так сильно, что даже был близок к смерти, и вот ему представилось в видении, будто он стоит на суде и на весы кладут его дела. На одной стороне у весов стояли смрадные и злые духи, по другую же сторону весов находились светлые и благообразные мужи. Злые духи принесли все злые дела, какие совершил Петр мытарь в течение всей своей жизни с самых юных лет, и положили их на весы; светлые же мужи не находили ни одного доброго дела Петра, которое можно было бы положить на другую сторону весов; посему они были печальны и с недоумением говорили друг другу:

– Нечего нам положить на весы.

Тогда один из них сказал:

– Действительно, нам нечего положить, разве только один хлеб, который он подал ради Христа два дня тому назад и то лишь поневоле.

Они положили тот хлеб на другую сторону весов, и он перетянул весы на свою сторону. Тогда светлые мужи сказали мытарю:

– Ступай, убогий Петр, и прибавь еще к сему хлебу, чтобы не взяли тебя бесы и не повели бы на вечную муку».

Петр, уразумел, что то был не сон, а истина. Он очень удивился тому, что из-за простого хлеба, брошенного без милости, бесы не смогли забрать его душу к себе. Подумал он и о том, что щедрая милостыня, творимая с благим усердием и верой несказанно помогает тем, кто раздаёт её.

Эта болезнь Петра, видение и всё пережитое им в нём и после него изменили всю его жизнь. Наступал момент, когда прошлое оставалось в прошлом. Петр, не оглядываясь, пошёл на зов Бога, который на сей раз был им услышан. Это изменение, произошедшее в нём, вероятно, можно назвать греческим словом μετάνοια (метанойя), что переводится у нас словом «покаяние», но в греческом это понятие глубже: это не только «сожаление (о совершившемся), раскаяние», но и «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление». В общем, можно сказать, что всё направление жизни у святого Петра изменилось.

Мы знаем всего лишь об одном событии, совершившимся в этот период его жизни. Но что это за событие! Окончательно и безповоротно повлияло оно на ход жизни святого Петра.

Как-то раз он встретил владельца потонувшего корабля, обедневшего настолько, что нечем почти ему было прикрыть свою наготу. Корабельщик попросил Петра о помощи. Петр снял с себя богатую верхнюю одежду и отдал ему.

Корабельщик же, постеснявшись носить столь дорогие вещи, отдал их на продажу купцу. Проходя мимо лавки, Петр увидел свои дары, висящие там на продажу и опечалился.

Обратимся вновь к житию:

«...Придя домой он не хотел даже вкусить пищи, но затворился, стал плакать и рыдать, говоря:

– Бог не принял моей милостыни; я не достоин того, чтобы убогий имел память обо мне.

Плача и скорбя таким образом, он немного уснул, и вот ему представился некий благообразный муж, сиявший светлее солнца; на голове у него был крест, одет он был в ту самую одежду, которую Петр отдал разорившемуся владельцу корабля; сей муж сказал Петру:

– О чем ты, брат Петр, скорбишь и плачешь?

Мытарь же отвечал:

– Как мне не плакать, господин мой, если я даю убогим из того, что ты дал мне, а они данное им снова продают на торжищах.

Тогда явившийся сказал ему:

– Узнаешь ли сию одежду, которую я ношу?

Петр же отвечал:

– Да, владыко, узнаю; она – моя; ею я одел нагого.

Явившийся сказал:

– Перестань же скорбеть, ибо одежду, данную тобою нищему, принял Я и ношу ее, как ты видишь; хвалю тебя за доброе твое дело, ибо ты одел Меня, погибающего от холода.

Проснувшись, мытарь удивился и возревновал о жизни неимущих, говоря:

– Если убогие то же, что Христос, то, клянусь Господом, я не умру, пока не сделаюсь одним из них».

Пётр раздаёт всё своё имение, освобождает рабов, кроме одного, которому поручает тайное дело: сопровождать его в пути на Святую Землю, чтобы поклониться Гробу Господню, а затем продать его в рабство. Раб тот, недоумевая, никак не хотел исполнить повеление своего господина, но в конце концов подчинился и продал Петра некоему Зоилу. Деньги же, полученные от продажи, раздал убогим.

И стал работать Петр на хозяина, выполняя непривычную для него работу: то трудился на поварне, то возил навоз, то копал землю. И во всём проявлял он терпение и смирение. Поистине, это был уже другой, преображенный человек. Зоил же, возлюбив Петра и видя, что он низводит благословение на его дом, просил его стать братом, а не слугой. Но Петр предпочитал служить ему в образе раба, претерпевая хулы и поношение от других рабов, которые, порой, даже били его.

И снова Петр видит во сне «лучезарного Мужа, некогда явившегося ему в Африке в его одежде; Сей, имея теперь в руке тридцать золотых, сказал ему:

– Не скорби, брат Петр, ибо Я Сам получил деньги за тебя; потерпи до времени, пока тебя не узнают».

И вот, спустя некоторое время, явились к Зоилу гости, узнавшие в его рабе Петра-мытаря.

«Услышав их разговор, Петр стал скрывать от них свое лицо, чтобы они окончательно не признали его. Однако они узнали его и начали говорить хозяину того дома:

– Мы хотим сказать тебе, Зоил, нечто важное: знаешь ли ты, что в дому у тебя служит великий муж – Петр? В Африке он был весьма видным человеком, освободил всех своих рабов; князь сильно опечален и жалеет, что Петр оставил нас; посему мы возьмем его с собою.

Находясь за дверями, Петр слышал все слова; поставив на землю блюдо, которое он нес, он поспешил к воротам, чтобы убежать; привратник был нем и глух с самого рождения своего, так что лишь по известным знакам отворял и запирал ворота.

Святой Петр, торопясь выйти, сказал немому:

– Тебе говорю именем Господа нашего Иисуса Христа: открой мне немедленно двери.

Тогда отверзлись уста немому, и он сказал:

– Хорошо, господин, сейчас открою.

С сими словами он сейчас же отворил ворота, и Петр поспешно ушел. Тогда бывший немой пришел к своему господину и в присутствии всех стал говорить; все бывшие в доме удивились, когда услышали, что он говорит; тотчас все стали искать Петра, но не нашли его. Немой же сказал:

– Смотрите, не убежал ли он, знайте, что это – великий служитель Божий; когда он подошел к воротам, то сказал мне: «Во имя Господа Иисуса Христа, тебе говорю, открой ворота». И я тотчас же заметил исходящий из уст его пламень, который коснулся меня, и я стал говорить.

Все немедленно отправились по следам Петра, но не настигли его; всюду старательно искали его, но не нашли. Тогда все в доме Зоила возрыдали и говорили: «Как это мы не знали, что он такой великий служитель Божий?» И прославляли Бога, имеющего многих сокровенных рабов Своих. Петр же, убегая от человеческой славы, скрывался по тайным местам до самого своего преставления.

Слава Господу во веки. Аминь».

Так заканчивает жизнеописание святого праведного Петра Африканского святитель Димитрий Ростовский. Сообщает он нам и о том, что житие сие было  передано святителем Иоанном Милостивым, патриархом Александрийским, который, в свою очередь, узнал его от человека, лично знавшего святого.  В примечании же добавляет, что святой предал душу Богу в VI веке в Царьграде.

Память святого Петра празднуется 5 октября (22 сентября).

 

(р. Б. Елена)

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *