«Многие задают вопросы: для чего нужно веровать? Ведь можно жить без веры? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно посмотреть, как живут люди. Всю жизнь человек трудится, работает, ищет и достигает – чего? Счастья! Ведь все люди ищут счастья. Чтобы достичь его производится вся огромная деятельность людьми на земле. В своих письмах я и говорю больше всего об этом, о достижении счастья. Я нашел его, всем сердцем возлюбил и желаю вам всем иметь это. В чем же счастье, которого так ищут люди? Счастье человека – в Боге. Ибо в нем сокровище и исполнение всех желаний, Он дает и мир, и покой душевный, и благодарную радость сердечную, а без этого жить на земле нельзя. Имея все это в душе, человек живет в Царствии Божием, «ибо Царствие Божие внутри вас есть», — говорит Господь. Итак, Царство Божие является самым основанием счастья человеческого. Поэтому в святом Евангелии Господь и заповедал искать Его: «Ищите прежде Царство Божие, — сказал Он, и сия вся приложится вам», т. е. все необходимое для жизни временной, все земное благополучие придет к вам. Имея в душе сокровище Царства Божия, человек будет чувствовать себя среди людей, как будто он живет на другой земле и под другим небом обитает, огражденный миром и покоем. Он не будет испытывать душу раздирающих скорбей и неприятностей в жизни. Бог создал человека для блаженства и удел его – счастье».
Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), из проповеди.
Вступление
Несколько дней назад, 18 (5) октября, была память святого преподобноисповедника, архимандрита Гавриила. Прочитав житие святого в изложении о. Максима Максимова, помещённое на сайте «Азбука веры», я поняла, что хочу написать об этом подвижнике нашего времени. Захотелось найти и ещё какие-то публикации, дополняющие прочитанное. Первоначальный поиск ничего не дал и только, когда, помолившись святому, я стала подбирать фотографии к рассказу, начали появляться новые и интересные материалы. Это были статьи с сайтов Марфо-Мариинской обители, Покровского храма микрорайона Звягино г. Пушкина, храма Воскресения Христова в Кадашах, — тех храмов, где служил святой батюшка. На нескольких сайтах Ульяновска помещена была также статья, в которой рассказывалось о недавно случившемся чуде мироточения иконы святого Гавриила в храме Всех Святых, на территории Спасо-Вознесенского собора. Кстати, от Ульяновска (Симбирска) до Димитровграда (Мелекесса) где мощами лежит святой, всего полтора часа езды на машине. Правда, и в самом Ульяновске тоже, хоть и недолго, служил архимандрит Гавриил.
Важнейшей находкой оказался 27-минутный фильм «Вы – все дети мои», курсовая работа студентки Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Марии Соколовой. Накануне как-то подумалось с печалью: «Вот, про некоторых раннехристианских святых и то больше сохранилось, чем про отца Гавриила! А ведь должны же быть в живых ещё и его современники, а может, даже и родственники». И вот в фильме показано, как Мария Соколова приехала в Сосновку, родное село батюшки, в те годы называвшееся Самодуровкой, как она разговаривает с сельчанами возле часовни, построенной на месте дома, где родился и жил батюшка. Есть там и разговор с двоюродным его внуком…
Дополнились лагерные страницы жизни о. Гавриила, а также открылось новое в описании дней перед блаженной кончиной святого. Из фильма узнала я и то, что в 1921 году в Покровск отец Иоанн уехал не один, а со всей своей семьёй. Это очень важное дополнение к житию. Почему? Об этом речь будет позже.
А потом стали находиться ещё статьи и ещё, и ещё...
Очень хотелось мне найти книгу об архимандрите Гаврииле, написанную Л. В. Куликовой, замечательной женщиной, бывшей инициатором прославления святого, собравшей о нём материалы, написавшей первое его житие. В селе Сосновка в 2004 году по инициативе и на средства Людмилы Владимировны и её матери Марии Тимофеевны Куликовой, а также при помощи её друзей и знакомых на месте родного дома батюшки был выстроен храм-часовня во имя святого преподобноисповедника Гавриила.
Книга не нашлась, ни в продаже, ни в торрентах. Подумалось: вот я, наверное, «изобретаю велосипед», давно уже всё изучено и написано про святого батюшку. Но решила, что всё равно буду публиковать свою статью о нём, а если потом появится и книга – внесу какие-то дополнения.
И вот, милостью Божией, жизнь святого Гавриила приблизилась ко мне грешной, и стало возможным, благословясь, приступить к нехитрому моему повествованию. Я не ставила перед собой цель сказать что-то новое о жизни святого. Мне просто хотелось увидеть в его жизнеописании ту самую «святость святых», которую ищу в каждом житии, как бы высветить её для читателя. За эти дни архимандрит Гавриил стал мне каким-то родным и близким и кажется порой, будто знала его раньше. Я немного волнуюсь перед тем, как познакомить вас, дорогие мои читатели, с этим великим святым. Но как хочется, чтобы он и к вам стал ближе, чтобы по молитвам всех нас помогал тем, кто с верой обращается к нему!
Светилен
Благодать Духа Святаго богатно в тя вселися, отче Гаврииле, и предуготовавши чистотою душу твою, сотвори тя наследника Небеснаго Царствия и молитвенника непреложна о душах наших.
-1-
Родился святой Гавриил 23 мая 1888 года в крестьянской семье Ивана Павловича и Варвары Павловны Игошкиных. Назвали мальчика Иоанном, как и отца, так как в тот день праздновалась память блаженного Иоанна Власатого Милостивого, Ростовского чудотворца. Ваня рос в атмосфере простой, искренней веры, в любви и уважении к своим родителям. Детей в семье было пятеро, старший Фёдор и младшие Григорий, Пелагея и Афанасий. Как-то всё успевал Иван: и родителям помогать в их нелёгком крестьянском труде, и грамоте учиться в двухклассном духовном училище, расположенном в десяти километрах пешего хода от их родной деревни Самодуровка (ныне – Сосновка Пензенской области). По дороге в училище Ваня, по обыкновению, пел псалмы, которые знал наизусть.
Отрок Иоанн полюбил храм Божий, а всё свободное время молился или читал духовные книги. Мiр с его суетой и соблазнами не привлекал мальчика, и в возрасте пятнадцати лет он ушёл в монастырь Жадовская пустынь Корсунского уезда Симбирской губернии, став там послушником. Почему именно туда ушёл Ваня Игошкин – неизвестно.
Шесть лет, которые он провёл в монастыре — большой срок, а для молодого человека в особенности. Бог, безусловно, вёл своего угодника по жизни, помогал ему взрослеть духовно. И трудно допустить, чтобы не встретил юный Иоанн в монастыре кого-то, кто стал бы для него духовным наставником. Мне захотелось узнать побольше о том, что представляла собой тогда Жадовская пустынь. И вот, что узнала.
Монастырь был построен в начале 18 века на месте чудесного обретения Казанской (Жадовской) иконы Пресвятой Богородицы, великой святыни Симбирского края, с которой регулярно проходили крестные ходы по всей округе. От Самодуровки до монастыря 120 километров, немало. Но, возможно, юный Ваня участвовал в крестных ходах или, по крайней мере, встречал икону в одном из сёл, через которые проходили молящиеся. Во время крестного хода мог он познакомиться и с монахами из пустыни.
Узнала я и о том, что с 1903 года (год ухода Вани в монастырь) подвизался там иеромонах Каллист (Павлов). Это была, безусловно, духовно одарённая, яркая личность. «Все упование свое о. Каллист возлагал на предстательство Царицы Небесной. Постоянно молился пред чудотворным Ее образом Казанским и совершал с ним крестные ходы по окрестным деревням и селам».(2) С 1906 года о. Каллист становится настоятелем монастыря и пользуется у братии безусловным авторитетом, снискав всеобщую любовь.
В Онежском благочинии Плесецкой епархии архимандрита Каллиста уже давно почитают как новомученика. Он умер в лагере для ссыльных в возрасте 72 лет, совершенно ослепшим и замученным. До последних дней с ним был священник Иоанн Серов, также заключённый, почитавший его как старца.
Можно предположить, что послушник Иоанн Игошкин не раз обращался к о. Каллисту за духовным советом, а возможно, отец настоятель стал и его духовным отцом. По крайней мере, тот факт, что будущий архимандрит Гавриил шесть лет прожил рядом с таким человеком, не мог не сказаться на его духовном и жизненном пути.
-2-
Следующая биографическая «зарубка» в жизни святого — это военная служба. С 1909 по 1913 год служит он в городе Ковно (ныне Каунас, Литва) в Ковенской крепостной артиллерии, на должности певчего при Ковенском крепостном Петропавловском соборе.
После военной службы Иван возвращается не в монастырь, а к родителям, помогает им дома и в поле, служит псаломщиком в той церкви, где его когда-то крестили. Почему после военной службы он не вернулся обратно в монастырь? Возможно, послушник Иоанн получил в монастыре благословение быть с родителями до самой их кончины, но это можно лишь предположить.
Через год начинается Первая мiровая война, Иван Игошкин призывается в действующую армию, где службу псаломщика совмещает с делопроизводством при 25-м военном госпитале.
В 1917-м, в возрасте уже почти 30 лет, Ивана Игошкина демобилизуют по болезни. Он снова возвращается к родителям в Самодуровку, и ещё пять лет живёт и трудится в семье. Впрочем, намерение идти духовным путём у раба Божьего Иоанна только укреплялось.
В 1921 году вся семья, спасаясь от голода, перебирается в Покровск (ныне, по недоразумению, всё ещё Энгельс). Там его рукополагают во диакона, а потом и во иерея. В 1922 году родители его скончались. В этом же 1922 архиепископа Уральского Тихона (Оболенского) переводят в Москву, и он забирает с собой священника Иоанна. Открывается новая страница жизни святого Гавриила.
За этой скупой строкой из жития святого, думаю, стоит немало. Мы с вами понимаем, что владыка взял с собой отца Иоанна не случайно. Что-то привлекло его в личности и служении молодого священника. Архиепископ Тихон (позже митрополит) был из тех архиереев, что не приняли обновленчество. В «Мемориальной записке» саратовского юриста Александра Соловьёва значится: «В соседних епархиях из епископов, не признавших „ВЦУ“, остался один епископ Уральский Тихон (Оболенский)".(3) Позже, к сожалению, он выступил за примирение с ними, но вскоре, совершив паломничество в Саровскую пустынь, умер, быть может, осознав свою ошибку.
Чрезвычайно интересен путь к Богу этого владыки. Совершился он по молитвам святого Иоанна Кронштадтского. Очень советую прочитать небольшой рассказ об этом, от которого до сих пор нахожусь под большим впечатлением.
Каждый человек по пути своей жизни, встречаясь с разными людьми, посланными ему Богом, приобретает некие духовные связи, которые впоследствии играют важную роль в его жизни. Люди, с которыми мы встречаемся, в свою очередь, имеют свои подобные ниточки-связи, укрепляющие их и помогающие им. Поэтому, беседуя с кем-то, мы незримо встречаемся и с духовными наставниками нашего собеседника, и с теми, кто, будучи в лике святых, имеет особое попечение об этом человеке.
Так, будущий архимандрит Гавриил через владыку Тихона «повстречался» и со святым праведным Иоанном Кронштадтским, которого к тому времени уже 13 лет не было на земле… Насколько близким было духовное общение о. Иоанна Игошкина с архиепископом Тихоном, исповедовался ли он у него, рассказывал ли владыка о. Иоанну о своем чудесном и страшном обращении к вере – так многого мы не знаем! Но общение с владыкой, безусловно, повлияло на дальнейший жизненный путь о. Иоанна, если не внутренне, то хотя бы внешне, так как служение его теперь началось в сердце России – Москве.
Служба будущего архимандрита начинается в Покровском храме Марфо-Мариинской обители. Приехав из города Покровска, прибыл он в храм, выстроенный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, любимого русского праздника. Так, возможно, Царица Небесная показала своему служителю, не убоявшемуся в самый разгар гонений на Православие принять священство, а позже — монашество, что берёт его под Свой Покров.
Обитель помнит присутствие Великой Княгини Елизаветы Феодороны — прошло ведь всего четыре года со дня её мученической кончины — и бережно хранит память о ней. Наставником и духовником о. Иоанна становится архимандрит Сергий (Сребрянский). Бережно, словно «из рук в руки», передают будущие жители Царствия Небесного своего младшего собрата, помогая ему в молитвах и трудах.
Духовное общение о. Иоанна с архимандритом Сергием было недолгим. Отец Сергий служил в обители между своими арестами, но молодой батюшка о. Иоанн многому успел научиться у этого, поистине выдающегося священника и монаха, а много позже, уже после Великой Отечественной войны он поедет в село Владычня Тверской области, где навестит своего любимого наставника и духовника.
После закрытия обители о. Иоанн служит в храме святителя Николая в Пыжах, а в 1929 году он принимает монашеский постриг в Московском Богоявленском монастыре с именем Гавриил, что переводится как «Божий воин», «помощник Божий», «Божья твердыня». Ещё через год иеромонах Гавриил возводится в сан игумена.
Впереди — новая страница жизни святого: аресты, ссылки, лагеря.
-3-
Первый раз отца Гавриила арестовали 14 апреля 1931 года. Он был осужден на трёхлетний срок, который отбывал в Вишерском лагере Екатеринбургской области. «Отцу Гавриилу обещали свободу, если он откажется от священнического сана, избивали на допросах, но он был непоколебим. Виновным себя не признал(...) Его соседями по баракам были другие заключенные священнослужители — епископ Омский Антоний (Миловидов), протоиерей Глеб Коптягин, иеромонах Нектарий (Григорьев, впоследствии митрополит)». (5)
В этом лагере по доносу соседа у него забрали самое ценное: книги Новый Завет, Псалтирь и Октоих, а также красное вино для совершения Таинства Евхаристии. Всё необходимое для служения Литургии он прятал в соломенном матрасе. Его растащили по соломинкам, так как искали золотой крест, который якобы был у батюшки. Креста не нашли, его и не было, так как крест нательный у о. Гавриила был простой, алюминиевый.
В лагере батюшка пробыл до середины 1932 года. По состоянию здоровья был освобожден досрочно и выслан в город Ростов Ярославской области под наблюдение местного отдела ОГПУ. А потом отправлен в город Владимир отбывать оставшийся срок ссылки.
Рассказывает племянница батюшки, Зинаида Афанасьевна Игошкина:
«Во Владимире отец Гавриил неожиданно встретился со своим младшим братом Афанасием и его семьей. Родственники отца Гавриила проживали в г. Покровске (Энгельсе). Афанасий служил там сторожем в церкви Вознесения Господня (…) Меня поразило, что больной, измученный концлагерной жизнью отец Гавриил спал на кирпичах, и сверху одна простыня (…) Папа с батюшкой Гавриилом очень подолгу беседовали и молились. Отец Гавриил учил папу: „Что б ни случилось с тобой — гонения, аресты и даже угрозы расстрела — нужно оставаться верным вере Христовой, и даже жизнь свою отдать за Христа“ (...) Это была последняя встреча папы с любимым братом. В 1938 году папу обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли». (5)
По окончании срока отцу Гавриилу был выписан паспорт, и он вернулся в Москву, где был назначен настоятелем храма святителя Николая в Пыжах. В это же время в Москве проживал и его младший брат Григорий, духовный друг и помощник.
В следующем, 1934 году, игумена Гавриила возводят в сан архимандрита. Продолжаются испытания. Храм, где служил батюшка, захватили обновленцы, и отца архимандрита переводят в другой известный храм, Воскресения Христова в Кадашах.
Во время праздничного богослужения на Преображение Господне, 19 августа 1934 года, его снова арестовали, а через полтора месяца освободили «за недоказанностью вины». Было тогда отцу архимандриту 46 лет.
Храм Воскресения Христова вскоре закрыли, о. Гавриила поставили служить в храме Покрова Богородицы села Звягино Пушкинского района Московской области. И снова Покров! Снова Царица Небесная как бы утешила, показала, что не оставит своего угодника!
Москвичи, уже полюбившие батюшку, стали ездить к о. Гавриилу в Звягино, несмотря на трудности дороги. Батюшка умел найти путь к сердцу каждого, кто приходил к нему, никого не осуждал и, просвещаемый Божией благодатью, мудро наставлял.
Но и тут служение архимандрита Гавриила было недолгим. Ретивые комсомольцы подожгли храм, и батюшка очень скорбел об этом. Новый храм - Сошествия Святого Духа в Пушкино — принял его совсем на малое время, меньше месяца. На праздник Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября 1936 года, архимандрита Гавриила снова арестовали и поместили в Бутырский изолятор.
-4-
Любители арестовывать по праздникам и тут устроили так, что обвинительное заключение было предъявлено о. Гавриилу в самый день Рождества Христова 1937 года. Приговорили его к пяти годам исправительно-трудового лагеря и отправили этапом в город Чибью в Коми область (ныне город Ухта), в Ухтпечлаг.
Вот что сказано в житии святого о пребывании его в лагере:
«Отец Гавриил (...) претерпел много издевательств. Были случаи избиения чуть не до смерти, выводили в 40‑градусный мороз на улицу босиком, где держали по нескольку часов. Однажды решили подсыпать ему яд в пищу, но Господь открыл батюшке умысел зложелателей, – он помолился, перекрестил еду и сказал: «Напрасно вы меня травите. Вы мне яду подсыпали. Я съем эту еду, как вы этого хотите, и она не причинит мне вреда». Злоумышленники переглянулись, стали смеяться и ждать, что батюшка умрет. Но с Божией помощью он остался жив и невредим».(1)
Эпизод с ядом показывает нам силу веры святого Гавриила! Такую силу, что по вере святого физические законы бытия подчинились слову Божию. «Аще что смертное испиют, не вредит им» (Мк. 16:18). А избиения и пытка морозом напоминают нам о мучениях первых христиан...
Выйдя из лагеря в июле 1942 года, батюшка пожил немного у своей младшей сестры Пелагеи в Кузнецке, а потом собрался идти пешим ходом в Ульяновск, где в то время была в эвакуации вся Московская Патриархия. Но так случилось, что более чем на четыре года он... задержался в пути. По дороге к Ульяновску, о. Гавриил зашёл за благословением к известному в то время старцу, блаженному Василию Струеву, который жил в селе Копышовка. Батюшка хотел узнать у старца, как и где ему жить теперь.
Вот так, милостивый Господь, «передал» его на время в заботливые руки старца Василия. Это был удивительный старец! Большую часть своей жизни он был парализован. «По Божией милости открылся в нем необыкновенный молитвенный дар. По его молитвам многие больные получали исцеление. Почти обездвиженный он лежал на кровати, но, возложив руку на человека и помолившись о нем, испрашивал для того у Господа прощение грехов и телесное здравие. И люди стали приезжать к нему (...) и с Украины, и с Кавказа, и из Средней Азии; весть о его духовных дарах распространилась повсюду».(6)
По дороге о. Гавриил занемог, «и старец Василий благословил пожить ему в двух километрах от него в Базарном Урене у престарелых сестер, которые не побоялись принять в свой дом бывшего заключённого. Он пришел в деревню в длинном кафтане, в резиновых галошах на шерстяной носок, завязанных веревкой, как лапти. Отец Гавриил тайно совершал в их доме Божественную литургию, исповедовал, причащал Святых Христовых Тайн, совершал требы. Частенько бывал у старца Василия в Копышовке, подолгу они вели духовные беседы; бывало, служил у него в доме Литургию, причащая старца и всех желающих. На исповеди говорил так, что все плакали. Отец Гавриил обращался к иконе Спасителя и говорил: «Господи, прими эти слезы покаяния и прости их согрешения». (1)
-5-
Архимандриту Гавриилу исполнилось 58 лет. В мае 1946 года его назначили настоятелем церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» города Ульяновска. Но в этом храме он снова ненадолго.
«Батюшке была присуща любовь к богослужению, благоговейная строгость в исполнении церковного устава. Божественную литургию он совершал с особым духовным подъемом, со слезами молясь за прихожан. Неотъемлемой частью богослужения считал проповедь. Говорил он проникновенно и убедительно. Поучения его были глубоки по смыслу и вместе с тем доступны пониманию молящихся. Власти, видя, каким он стал пользоваться авторитетом и уважением, решили отказать ему в прописке, и он был переведен настоятелем Никольской церкви в город Мелекесс", — говорится в житии. (1)
В Мелекессе о. Гавриил купил небольшой домик – помог младший брат Григорий, который работал на заводе в Москве. Духовная жизнь прихожан с появлением нового батюшки оживилась. На его духовные беседы стало приходить много людей, в том числе и молодёжи.
«После совместных молитв батюшка обычно брал яблоко, — говорится в фильме «Вы все — дети мои», — и делил его каждому по маленькой дольке. А откуда он их брал – оставалось загадкой. Но он как будто кусочком счастья всех оделял». (8)
Казалось бы, нехитрый рассказ о батюшкином угощении. Он явно записан с чьих-то слов, быть может, взят из книги Л. В. Куликовой или автор фильма, Мария Соколова услышала его от кого-то из сельчан. Казалось бы, что такого? Захотел священник угостить прихожан после службы, ну и хорошо. Но вот произнесённые кем-то слова: «А откуда он их брал – оставалось загадкой», как их понимать? Почему так сказали? Было ли в этом оделении всех одним яблоком что-то необычное? Возможно. Невольно вспоминается евангельское чудо с пятью хлебами и двумя рыбами. У Бога же всё возможно,а было или нет – Он-то знает.
Но не все были рады в Мелекессе о. Гавриилу. Регент хора, староста, председатель ревизионной комиссии вели себя так, как, видимо, привыкли: пьянствовали, воровали, скандалили. Батюшка делал им замечания, но они только злили их. Нечестивцы стали писать клеветнические письма и доносы, куда только смогли. Наконец, после очередного доноса регента, 8 июля 1949 года, во время богослужения батюшку арестовали. Оставалось десять лет его земной жизни… Прихожане плакали, а о. Гавриил сказал: «Последний мой суд будет».
Во всём обвинили батюшку: и в том, что духовные беседы вёл, церковь в духовную школу превратил, и что призывал родителей воспитывать детей в вере, и что молитвам учил, и что врага революции Иоанна Кронштадтского в проповеди упомянул. Всё припомнили! Приговорили его к десяти годам лишения свободы и в январскую стужу отправили в товарном вагоне в Мариинск Кемеровской области.
По-видимому осознанно поселили старенького больного батюшку в барак с уголовниками. В бараке были свои законы, играли «на жизнь», убивая проигравших. Начальство лагеря предполагало, что вновь прибывшему там и ночи не пережить. Но всё вышло иначе. Зашёл о. Гавриил в барак, видит хмурые лица и говорит заключённым:
— Мир вам! Я – священник. Дозвольте помолиться.
Возмутились было уголовнички, но потом, слушая слова молитвы, притихли. Особенно удивило их, что в молитве своей поминал странный сиделец и страждущих, и заключённых, и озлобленных, и врагов своих и доносчиков.
Постепенно в бараке установился мир, убийства прекратились. Отца Гавриила сделали старшим, и всё делали только с его благословения.
В лагере, как бы трудно не было, о. Гавриил не нарушал постов. Заключённая Ольга, трудившаяся на кухне, вспоминала: «Когда я работала на кухне в лагере, пекла на Пасху куличи для всех заключенных, а батюшка служил Пасхальную службу и благословлял их. Батюшка из тюрьмы сделал тайный монастырь». (9) Эта женщина была осуждена невиновно и когда кончился её срок, она со слезами не хотела расставаться с дорогим батюшкой. «Мы ещё увидимся», — сказал он ей. Так и получилось, позже она жила в Мелекессе на одной улице с о. Гавриилом.
Как-то раз обратился к нему с неожиданной просьбой начальник лагеря. Оказалось, что у него тяжело заболела жена. Врачи не смогли помочь, и он попросил батюшку исцелить её.
«А я ведь молюсь и прошу у Господа, чтоб исцелил болящего», – «А я это и прошу вас». Начальник пригласил отца Гавриила домой. Он жил у него две недели. И по молитвам отца Гавриила его жена получила от Господа полное исцеление». (1)
Отец Гавриил давно уже хлопотал о досрочном освобождении. Теперь к хлопотам подключился и начальник. И вот, отбыв половину срока, о. Гавриил вышел на свободу.
Получилось так, что в общей сложности архимандрит Гавриил пробыл в лагерях и тюрьмах семнадцать с половиной лет.
Выпавшие на его долю тяготы «он воспринимал как испытание его в вере и любви к Богу. Только говорил: «На все воля Господня. Слава Богу за все!» Он непоколебимо верил в благой Промысел Божий о каждом человеке, в Покров Царицы Небесной над каждым из нас, безропотно и мужественно переносил страдания все долгие годы заключения. Он говорил: «Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпали на долю православных; испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его очищения и освящения».(1)
-6-
Отец Гавриил вернулся в Мелекесс. Домик, ставший за несколько лет таким родным, больше не принадлежал ему, жить было негде. Тогда одна из прихожанок, Евдокия Васильевна, не побоялась пустить его к себе, хотя и тесно было семье из четырёх человек в маленьком домишке. А когда батюшку в 1955 году полностью реабилитировали и домик вернули — в благодарность за помощь о. Гавриил пригласил к себе Евдокию Васильевну с семьёй, так как их жилище было совсем ветхим. Им свой домик и завещал.
В эти пять лет оставшейся ему земной жизни архимандрит Гавриил много писал. Рукописи печатались на машинке, раздавались и рассылались духовным чадам, передавались из рук в руки.
Так, в одной своей рукописи — ныне изданной книге «Беседа двух старцев», батюшка рассказал об одном удивительном духовном событии, произошедшем с ним в лагере. Привожу его полностью.
«Однажды под давлением всего пережитого я лег на свое убогое ложе с намерением скорее заснуть. Измученный переживаниями целого дня, я действительно в ту же минуту погрузился в глубокий сон.
Увидел я себя стоящим в конце площадки перед бараком. Одноэтажный длинный барак тянулся с северо-востока на юго-запад, перед ним была небольшая площадка, где в свободное время гуляли заключенные. День был пасмурный, но дождя не было. Я стоял на конце площадки с южной стороны. Там стояли и другие, преимущественно старики, народу было немного. Окинувши взглядом площадку, я посмотрел и на барак, и дальше на запад. Взор мой прикован был чудным видением. Низко на облаках плыла величественная женщина – Монахиня, одетая во все черное и с черным апостольником на голове. Взор Ея блистал, лицо светилось, красоты было неописуемой. Величественно Она плыла по воздуху и плавно опустилась на середину площадки к стоящему народу. В мыслях у меня промелькнуло, что это Матерь Божия пришла посетить нас, скорбящих, и подать утешение в печали. Скорыми шагами я направился к Ней, но здесь глазам моим представилась другая – жуткая картина. Недалеко от того места, где Она опустилась, далее к востоку среди народа стоял огромного роста бурый медведь. Он стоял, как копна, вернее, сидел на задних лапах с вытянутыми вперед передними лапами. Я задрожал от испуга, что этот великан-зверь растерзает Монахиню. Она же шла прямо на него. И что же? Она не дошла до него. Как только увидел Ее этот страшный великан-зверь, рассыпался, как прах, исчез бесследно. Не убежал, не спрятался и не скрылся куда-либо, но рассыпался в прах и исчез, не оставив после себя никакого следа, так что никаких признаков его существования на площади не осталось.
Матерь Божия двигалась по тому же направлению, как и вначале, то есть дальше на восток. Народ подходил к Ней, и Она каждого благословляла, что-то давала каждому в руку. Все с радостью спешили к Ней получить благословение и получить во утешение то, чем Она оделяла всех. Спешил и я, но вследствие того, что я стоял на самом конце площадки, скоро не мог подойти, и тем более когда весь народ тесным кольцом окружил Ее со всех сторон. Когда подошел я к первым получившим от Нее гостинцы, спросил: что Она раздает? Один благообразный старичок показал мне только что полученную от Нее круглую небольшую лепешечку размером, видом и цветом наподобие печенья; разломивши пополам, старичок половину отдал мне. С радостью я взял как дар и благословение Матери Божией, а сам употреблял все меры, чтобы самому подойти и лично получить от Нее благословение и гостинец. Но сего по моим грехам не удостоился, ибо, только я получил половину лепешечки, врученную мне старичком как небесный дар, как благодать Божию, как небесный хлеб, данный людям в благословение, освящение и подкрепление духовных и телесных сил, я с благоговением принял его во уста и тут же проснулся, чувствуя сладость во устах.
Проснулся я с большим сожалением, как бы потерявши сокровище и драгоценности, не удостоившись лично получить от Матери Божией то, чем Она утешала многих. Я сокрушался и был в великой печали, что по своим грехам не удостоился получить благословение. Во время такого печального раздумья меня осенили отрадные мысли. В них слышался мне как бы голос, отрадный голос Самой Матери Божией, ласково и непонятно откуда раздававшийся в ушах моих: “Не печалься, – вещал сей таинственный голос, – видение сие для тебя не окончено, а только прервано, оно продлится для тебя в самой жизни. Ты идешь и стремишься получить благословение и милость. Не ослабевай, терпеливо продолжай путь, вместе с благословением получишь милость и дар”. Настоящие мысли ободрили меня.
Хотя лично я не удостоился получить от Матери Божией гостинец, которым Она оделяла подходящих к ней, однако и не лишен был благодатного утешения, которое получил через старичка в виде половины сладостного печенья. И оно имело для меня пророческое значение, а именно: я пробыл в лагере на этот раз половину срока, данного мне, после которого я удостоился уже наяву получить благословение на возвращение домой, как вещал мне сей таинственный голос, и дар освобождения».
...«Молился батюшка неустанно и непрерывно, не давая себе телесного покоя до самой смерти. За праведную жизнь Господь даровал о. Гавриилу дары прозорливости и исцеления. Множество чудес творил он при жизни, и до сего времени творятся чудеса по молитвам старца» (7).
Божественную Литургию архимандрит Гавриил служил дома по слабости здоровья. Но батюшке удавалось и выезжать из Мелекесса. Так, он несколько раз побывал в Москве. Со скорбью смотрел он там на закрытые, любимые им, храмы. Обошёл он пешком и родные пензенские места, где проживали его родные, в их домах служил Божественную литургию, причащал Святых Христовых Тайн немощных и больных. «Служил молебны, совершал крещения, служил панихиды на могилах, и все это делал при большом стечении верующих. С великой радостью вместе со своими односельчанами совершал молитвы, призывая на них милости Божии. Тогда же совершил последнюю панихиду на могиле родителей». (1)
Из фильма: «В год смерти отца Гавриила зимой в закрытом коридоре увидели белого голубя. Когда батюшке о нём сообщили, он велел внести голубя к нему в комнату, где он уже безвыходно находился. Когда отец Гавриил писал – голубь сидел у него на плече. Во время обеда для голубя ставили отдельную посуду, а спал он в комнате батюшки высоко на печке. Весной батюшка благословил выпустить голубя на улицу.
Он знал, что дни его земной жизни подходят к концу. Перед смертью он прощался во всеми частями света, прощался с луной, солнцем, звёздами. Он наказывал людям читать за него 30-й псалом. Накануне смерти, в субботу, он, как всегда, целый день писал..."(8)
В день своей блаженной кончины, 18 октября 1959 года, отец Гавриил попросил прочитать акафист «Иисусу Сладчайшему», «слушал лежа, и вдруг стал говорить: «Грудь давит и тяжело дышать». Предчувствуя смерть, попросил прочитать «Канон при разлучении души от тела». Стал прощаться со всеми, велел крестить его с головы до ног, окинул взглядом все четыре стороны света и почил, как бы тихо заснув». (1)
-7-
Из тюрьмы, из лагерей писал он своим духовным чадам о счастье. Он нашёл своё счастье и щедро делился им с дорогими сердцу духовными детьми.
«Нужно прежде всего выяснить, что же составляет счастье для человека, и тогда уже искать его. И если нет мира и покоя в душе, если в сердце отсутствует благодатная радость, то ни удовольствие, ни наслаждение, ни развлечение не дадут жизни. Жизнь дает только Господь, и от Него все блага, радости, веселья. Для получения безгрешных радостей на земле нужно иметь мир и покой душевный. И — благодатную радость сердечную.
Иначе говоря, иметь в душе Царствие Божие. Тогда будет все веселить и радовать, тогда вся земля и весь мир будут давать наслаждение человеку... В чем счастье, которого так ищут люди? Счастье человека — в Боге, ибо в Нем — сокровище исполнения всех желаний... Омраченный грехом человек утратил даже само понятие о счастье и ищет его не там, где нужно искать. Ищут счастье в материальных благах, в удовольствиях, но все это не дает счастья и не дает жизни. Имеют миллионные состояния и жить не хотят... Мир, воспетый ангелами, вместе со звуками пения остался в земной атмосфере как благоволение, как Божий дар в наследие всему человеческому. Мир Божий заключается в тишине, покое, радости, утешении, веселии, торжестве и счастье. Эти благодатные плоды мира разлиты в окружающей нас атмосфере. Они проникают в сердца тех, у кого чувства духовного восприятия не закрыты суетой... Люди с открытым чувством духовного восприятия пользуются благодатными дарами и наслаждаются жизнью. Для них мир Божий прекрасен, им хочется жить. Среди людей они живут как бы на другой земле и обитают под другим небом. Мученики в темнице и под пытками веселятся и радуются, потому что в сердце их проникает и услаждает их благодатный мир, воспетый ангелами. Возлюбленные о Господе чада, боголюбивые братья и сестры! Хранимые Богом во славу Божию, в благополучии, радости и счастье живите много лет. Помните и никогда не забывайте, что наше предназначение — вечное блаженство, Царствие Небесное и вечное счастье!».
Использованные материалы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
(р. Б. Елена)