Блаженный Андрей

О, время, как быстро идёт оно! Снова я не успеваю написать о святом дня накануне. О таком святом, что второй день уже не решаюсь взяться за рассказ о нём, о блаженном Андрее, Христа ради юродивом, память которого Православная Церковь праздновала сегодня, 15 (2) октября. Господи, помоги мне, вразуми меня, что и как сказать о нём, так, чтобы читатель мой понял высоту и глубину святости его, узнал бы то, что, быть может, было сокрыто от него доселе. Сам святой Андрей, помоги мне, грешной и недостойной!

   *    *    *

Блаженный Андрей был славянином, новгородцем по происхождению. В отрочестве попал он в рабство в Константинополе и, в числе других рабов, был куплен неким Феогностом. Имя «Феогност» с греческого переводится как «известный Богу», «божественное знание», «открывающий Бога». Случайность? Или некий знак на пути святого? 

Жизнь отрока Андрея в рабстве складывалась хорошо. Мы не знаем, крещён ли был Андрей на родной земле или же, что скорее, стал христианином уже в Константинополе, но известно, что Феогност благоволил ему за добрый нрав и отдал его для обучения священным книгам, сделав юношу своим доверенным слугой.

Изучив Священное Писание, Андрей стал много бывать в церкви, молиться и читать священные книги. И вот однажды ночью, когда святой стоял на молитве, услышал он страшный грохот — кто-то ломился в запертую дверь его комнаты. Андрей очень испугался, молиться перестал и лёг в кровать, закрывшись козлиной шкурой. Уснув же, он увидел сон. На большой площади стояло множество чёрных эфиопов, по другую же сторону — мужи в светлых одеяниях. Происходило что-то вроде состязания меж ними.

Среди эфиопов был один исполин, другие же эфиопы вызывали на бой с ним какого-либо мужа из стоящих в белых одеждах. Святой наблюдал с интересом за тем, что происходило, и увидел вдруг «спустившегося с высоты прекрасного юношу, который держал в руках три венца: один из них был украшен чистым золотом и драгоценными камнями, другой крупным, блестящим жемчугом, а третий – наибольший из венков – сплетен был из неувядаемых белых и красных цветов и ветвей Божия рая. Сии венцы были столь чудной красоты, что ее и ум человеческий не может постигнуть, и нельзя описать ее на языке человеческом». (Здесь и далее цитаты из жития святого Андрея в изложении святителя Димитрия Ростовского).

Как же ему захотелось иметь хотя бы один из тех венцов! Он попросил об этом прекрасного юношу, думая, что их можно купить за деньги.

«Юноша же, просияв лицом, сказал ему:

– Поверь мне, возлюбленный, что если бы ты принес мне золото всего мира, я не продал бы ни тебе, никому другому, ни одного цветка из сих венцов, потому что сии венцы составлены из небесных Христовых сокровищ, а не из украшений суетного мира. Ими увенчиваются те, кто поборает тех черных эфиопов. Если ты хочешь получить – и даже не один, а все три венца, – то вступи в единоборство с тем черным эфиопом и, когда победишь его, возьмешь от меня все венки, которые ты видишь».

Тот юноша научил, как побороть исполина, только с виду кажущегося могучим. « Когда эфиоп тебя схватит и начнет бороться с тобою,  — сказал он — ты не бойся, но схватись с ним крестообразно, и – узришь помощь Божию». Поборол святой чёрного исполина. И сказал ему Юноша: «Ступай с миром! с сего времени ты будешь нашим другом и братом. Иди же на подвиг добродетели будь нагим и юродивым ради Меня, и ты явишься в день Моего царствия причастником многих благ».

Так святой Андрей стал юродивым Христа ради.

Отныне для всех он стал безумным. Хозяин его был весьма опечален этим. Думая, что юноша одержим бесом, Феогност заковал его в железные вериги и отвёл к церкви святой Анастасии. Так проходили дни и ночи. Днём святой представлялся безумным, а ночью усердно молился святой Анастасии.

Как-то ночью претерпел блаженный Андрей новое нападение своры бесовской во главе с диаволом. Только на сей раз это было уже не во сне, а видимым образом. Был там и тот эфиоп, с которым боролся блаженный.

«Ринувшись на святого, он хотел рассечь его топором, который держал в руках. За ним кинулись и все остальные демоны. Святой же, воздев со слезами руки, возопил ко Господу:

– Не предай зверям душу, воздающую Тебе славу и честь!

Потом снова возопил:

– Святой Апостоле Иоанне Богослове, помоги мне!

И вот прогремел гром, явилось множество людей и предстал благообразный старец, имевший лицо светлее солнца, и с ним великое множество слуг. Грозно и строго сказал он находящимся с ним:

– Затворите ворота, чтобы ни один из сих не убежал!

Тотчас ворота затворили, и все эфиопы были схвачены».

Когда все эфиопы исчезли, подошёл к рабу Божию Андрею святой Иоанн Богослов и поведал ему, что Бог поручил ему особое попечение о нём, и что скоро он будет свободен.

После всего, что произошло, блаженный Андрей пребывал в восторженном состоянии и, желая уснуть, увидел себя в царских палатах, где на престоле сидел Сам Царь Славы Христос. Он подозвал к Себе Андрея и спросил:

«– Желаешь ли всей душой трудиться для Меня?

Андрей отвечал:

– Желаю, Господи!

Царь дал ему вкусить нечто весьма горькое и при сем сказал ему:

– Таков скорбный путь работающих Мне в сем мире.

После сего Он дал вкусить Андрею нечто белее снега и слаще манны. Вкусив, Андрей возвеселился и позабыл горечь первой снеди. И сказал ему царь:

– Такова у Меня пища для служащих Мне и мужественно до конца претерпевающих. И ты мужественно соверши свой подвиг, как начал: ибо, перенесши в сей жизни немного страданий, ты будешь вечно пребывать в жизни нескончаемой».

Через четыре месяца Феогност отпустил своего раба на свободу.

*    *    *

Стал святой бегать по улицам, притворяясь безумным, а сам молился за оскорбляющих его. Если ему подавали милостыню, он отдавал её другим нищим, но незаметно. Как бы желая их побить, он бросал им деньгами в лицо, а те подбирали деньги. По трое суток, а порой и по неделе не приходилось святому вкушать хлеба. А если никто и за неделю не подавал хлебушка — голодал и вторую неделю. Негде ему было и главу приклонить, чтобы отдохнуть — отовсюду прогоняли его. Никогда не засыпал он под крышей, но всегда в холоде или зное, «валяясь как Лазарь в гноище и грязи». И вот, посреди этого земного унижения, полной нищеты, оскорбляемый всеми, получает святой Андрей безценный дар. «И вселилась в него благодать Святого Духа, и он получил дар прозорливости, ибо он стал прозревать помыслы людей», — пишет святитель Димитрий.

Многое из деяний святого Андрея для нас, вероятно, осталось сокрытым. Но кое-какие свидетельства дошли и до нашего времени. Так, блаженный обличил одного вора-гробокопателя, обличал он и других грешников. Помог он как-то одному сребролюбивому иноку, обратив его на путь истинный. Пришлось святому Андрею однажды утешать Ангела-Хранителя одного нечестивца, которого хоронили. «...Я был приставлен для охранения к покойному, коего ты видел, когда его несли в могилу. Но его взял к себе диавол. – Это и есть причина моего плача и печали», — сказал ему Ангел, горько плача.Андрей же сказал ему:

«– Умоляю тебя друг, – прекрати сей плач: умерший поступал дурно, посему скончался без покаяния; пусть же он насыщается плодами дел своих. Ты же, пламеннообразный, исполненный всяческих добродетелей, слуга Вседержителя Господа Саваофа, отныне во веки будешь под благодатью Бога Твоего».

Однажды женщина по имени Варвара, просвещённая Святым Духом, увидела блаженного Андрея блистающим, наподобие пламенного столпа. Остальные же толкали его и били, насмехаясь над ним как над безумным. Варвара увидела, что эфиопы отмечают бьющих, записывая к себе и говоря, что не будет им за то спасения. Блаженный же Андрей, провидя это, молился Богу, дабы не вменил Бог несчастным побои эти во грех и простил им. «Они делают сие по неведению и, ради неведения своего, получат прощение»., — говорил он эфиопам, и те оступали.

«Когда святой говорил сие, внезапно отверзлось, подобно вратам, небо и оттуда опустилось над святым множество прекраснейших ласточек, а посередине их – большой белоснежный голубь, державший в своем клюве золотой масличный лист. И сказал голубь святому человеческим языком:

– Возьми лист сей, его прислал тебе из рая Господь Вседержитель, в знамение Своего к тебе благоволения, ибо ты милуешь и прощаешь наносящих тебе побои и молишься за них, чтобы сие не вменилось им во грех.

С этими словами голубь опустился на голову святого. Видя всё сие, благочестивая женщина удивлялась и, придя в себя после видения, говорила:

– Сколько светильников имеет Бог на земле, и никто их не знает!

Много раз намеревалась она рассказать о своем видении другим, но сила Божия удерживала ее. Впоследствии святой Андрей встретил ее в одном месте и сказал ей:

– Сохраняй мою тайну, Варвара, и того, что ты видела, не рассказывай никому, пока я не дойду «в место селения дивна, даже до дому Божия»  (Пс.41:5)».

*    *    *

То, о чём сейчас пойдёт речь,передано нам в описании для укрепления веры нашей. Да, это — удивительнейшее событие в жизни святого Андрея! Нечто подобное мы знаем только из жития святого Апостола Павла. Также как и святой Апостол, блаженный Андрей был восхищен до третьего Неба. Остановимся на этом подробнее.

Прежде чем оказаться на Небе, святой Андрей приготовился к смерти. В Константинополе стоял страшный мороз, мерзли и умирали люди, погибали от холода птицы. Святому негде было укрыться от холода, и он воскликнул: «Благословен Господь Бог! Если я и умру от сей стужи, то пусть умру по любви моей к Нему, – но Бог силен подать мне и терпение перенести стужу сию». Тело его вконец замёрзло и посинело. Святой приготовился к смерти и молился о том, чтобы Господь с миром принял его душу.

Невозможно своими словами пересказать то, что так дивно и полно изложил святитель Димитрий. И, поскольку речь идёт о таких обстоятельствах, где нельзя упустить ни единого слова, привожу этот фрагмент жития полностью, хоть он и весьма велик.

«И вот внезапно он ощутил в себе внутреннюю теплоту, и, открыв глаза свои, увидал некоего прекрасного юношу, лицо которого светилось как солнце. Он держал в своей руке ветвь, покрытую различными цветами. Взглянув на Андрея, юноша сказал:

– Андрей, где ты?

Андрей отвечал:

– Ныне я нахожусь «во мраке, в бездне» (Пс.87:7).

Тогда явившийся юноша слегка прикоснулся к лицу Андрея цветущею ветвью, которую держал в руке, и сказал:

– Получи оживление твоему телу.

Святой Андрей вдохнул в себя благоухание тех цветов, оно проникло в сердце его, согрело и оживотворило все тело его. Вслед за сим он услыхал голос, говорящий:

– Ведите его, чтобы он на время успокоился здесь, а потом он снова возвратится.

С этими словами на него нашел сладкий сон, и он увидал неизреченны Божии откровения, о коих он подробно сообщил сам вышеупомянутому Никифору, в таких словах:

– Что со мною было, я не знаю. По Божественному изволению, я пребывал в течение двух недель в сладостном видении, подобно человеку, который, сладко проспав всю ночь, просыпается утром. Я видел себя в прекрасном и дивном рае и, удивляясь сему в душе, размышлял: «Что это значит? я знаю, что живу в Константинополе, а как сюда попал – не знаю». И не понимал я, «в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает» (2Кор.12:2). Но я видел себя облеченным в светлое, как бы из молний сотканное, одеяние, на голове моей лежал венок, сплетенный из многих цветов; я был опоясан царским поясом и сильно радовался при виде той красоты; умом и сердцем удивлялся я несказанной прелести рая Божия и услаждался, ходя по нему. Там находилось множество садов, наполненных высокими деревьями, которые, колыхаясь своими вершинами, веселили мои очи, и от ветвей их исходило великое благоухание. Одни из тех деревьев непрестанно цвели, другие были украшены златовидной листвой, иные же имели плод несказанной красоты; сих деревьев нельзя уподобить по красоте ни одному земному дереву, ибо их насадила не человеческая рука, а Божия. В тех садах были бесчисленные птицы с золотыми, белоснежными и разноцветными крыльями. Они сидели на ветвях райских деревьев и так прекрасно пели, что от сладкозвучного их пения я не помнил себя: так услаждалось мое сердце, и я думал, что их пение слышно даже на самой высоте небесной. Те прекрасные сады стояли по рядам, наподобие того, как стоит один полк против другого. Когда я с сердечною радостью ходил между ними, то увидел большую, протекающую по средине рая реку, которая орошала прекрасные те сады. По обоим берегам реки рос виноград, распростирая лозы, украшенные листьями и златовидными гроздьями. Там со всех четырех сторон веяли тихие и благоухающие ветры, от дуновения коих сады колыхались, производя своими листьями чудный шелест. После сего на меня напал какой-то ужас, и мне показалось, что я стою на верху небесной тверди, предо мною же ходит какой-то юноша, с светлым, как солнце, лицом, одетый в багряницу. Я подумал что это – тот, который ударил меня цветущею ветвию по лицу. Когда я ходил по его стопам, то увидел Крест большой и прекрасный, по виду подобный радуге, а кругом его стояли огневидные, как пламень, певцы и воспевали сладостное песнопение, славословя Господа, некогда распятого на Кресте. Шедший предо мною юноша, подойдя ко Кресту, облобызал его, и дал знак и мне, чтобы и я облобызал Крест. Припав ко святому Кресту со страхом и великою радостью, я усердно лобызал его. Лобызая его, я исполнился несказанной духовной сладости и обонял благоухание сильнее райского. Пройдя мимо Креста, я посмотрел вниз и увидал под собою как бы морскую бездну. Мне показалось, что я хожу по воздуху; испугавшись, я закричал моему путеводителю:

– Господин, я боюсь, как бы мне не упасть в глубину.

Он же, обратившись ко мне, сказал:

– Не бойся, ибо нам необходимо подняться еще выше.

И он подал мне руку. Когда я ухватился за нее, мы уже находились выше второй тверди. Там я увидал дивных мужей. Их упокоение и непередаваемую на языке человеческом радость их праздника. После сего мы вошли в какой-то дивный пламень, который не опалял нас, но только осиявал. Я стал ужасаться и снова мой путеводитель, обернувшись, подал мне руку, и сказал:

– Нам следует подняться еще выше.

И вот после сих слов мы поднялись выше третьего неба, где я видел и слышал множество сил небесных, воспевающих и славословящих Бога. Мы подошли к какой-то, блистающей, как молния, завесе, пред которой стояли великие и странные юноши, видом подобные как бы огненному пламени; лица их сияли ярче солнца, а в руках у них было огненное оружие. Предстоя со страхом, увидел я бесчисленное множество небесного воинства. И сказал мне водивший меня юноша:

– Когда отверзется завеса, ты увидишь Владыку Христа. Поклонись же престолу славы Его.

Услыхав сие, я радовался и трепетал, ибо меня объял ужас и неизреченная радость, Я стоял и смотрел, ожидая, когда отверзется завеса. И вот какая-то пламенная рука отверзла завесу, и я, подобно пророку Исаии, узрел Господа моего, «сидящего на престоле высоком… Вокруг Него стояли Серафимы» (Ис.6:1–2). Он был облечен в багряную одежду; Лице Его было пресветло, а очи Его с любовию взирали на меня. Увидев сие, я пал перед Ним ниц, поклоняясь пресветлому и страшному престолу славы Его. Какая радость объяла меня при созерцании лица Его, того нельзя словами и выразить, даже и теперь, при воспоминании о том видении, я преисполняюсь неизреченною радостью. В трепете лежал я пред моим Владыкою, изумляясь такому Его милосердию, что Он попустил мне, нечестивцу и грешнику, предстать пред Собою и созерцать Божественную Его красоту. Размышляя о своем недостоинстве и созерцая величие моего Владыки, я умилялся и повторял про себя слова пророка Исаии: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:5). И услыхал я премилосердного Творца моего, изрекшего мне пресладкими и пречистыми Своими устами три Божественных слова, кои так усладили сердце мое и разожгли его любовию, что я от теплоты духовной весь истаявал, как воск, и исполнилось на мне слово Давидово: «сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей» (Пс.21:15). После сего все небесное воинство воспело предивную и неизреченную песнь, а затем, – не понимаю и сам, как – снова очутился я ходящим по раю. И размышлял я о том, что не видал Пречистой Госпожи Богородицы. И вот я увидал мужа, светлого как облако, носящего Крест и говорящего:

– Пресветлейшую небесных сил Царицу хотел ты увидать здесь? Но Ее нет здесь. Она удалилась в многобедственной мир – помогать людям и утешать скорбящих. Я показал бы тебе Ее святое место, но теперь нет времени, ибо тебе надлежит опять возвратиться туда, откуда ты пришел: так повелевает тебе Владыка.

Когда он говорил сие, мне казалось, будто я сладко уснул; затем, проснувшись, очутился я на том самом месте, где находился ранее, лежащим в углу. И удивлялся я тому, где я был во время видения, и тому, что сподобился видеть. Мое сердце исполнилось неизреченной радости, и я возблагодарил моего Владыку, изволившего явить мне такую благодать.

Сие видение святой Андрей поведал пред своею кончиною своему другу Никифору, и взял с него клятву не рассказывать о том никому, пока он не отрешится от уз тела. Никифор же усердно умолял святого, чтобы он сообщил ему хотя бы одно из тех трех слов, которые изрек ему Господь; но святой не пожелал сего открыть. Так святой Андрей, восхищенный, подобно Апостолу Павлу, увидал то, чего не видело бренное око, слышал то, чего не слыхало смертное ухо, и насладился в откровении такими небесными красотами, которых и не представляло себе человеческое сердце (1Кор.2:9)».

*    *    *

Мне осталось только напомнить тебе, дорогой читатель, о видении, бывшем святому Андрею и его ученику Епифанию во Влахернском храме. Том самом, в благоговейную память которого стал праздноваться день Покрова Пресвятой Богородицы. Да, это был именно тот самый Андрей юродивый, сподобившийся лицезреть Саму Пречистую, явившуюся на защиту града Константинополя с чудесной свитой Своей, в которой были и святой Иоанн Креститель, и святой Апостол Иоанн Богослов. Когда святой Андрей был на небе, Пресвятой Богородицы не было там, ему сказали, что Она «удалилась в многобедственной мир – помогать людям и утешать скорбящих». И какова же была радость святого Андрея увидеть Ту, Которая носила «Носящаго вся»!

«Увидев Ее, блаженный сказал ученику своему Епифанию:

– Видишь ли ты молящуюся Царицу и Госпожу всех?

Епифаний отвечал:

– Вижу, отче святой, и ужасаюсь.

Проводя дивное житие, святой Андрей много чудодействовал и претерпел много поруганий и побоев, как о том сообщается в отдельной книге его жития, написанной Никифором. Он предрекал будущее и обратил к покаянию многих грешников. Затем он переселился в вечные обители, до коих раньше был временно восхищен; ныне же, водворившись в них на веки, ликует с ангелами и в блаженстве предстоит Богу, Единому в Трех Лицах: Отцу и Сыну и Святому Духу, Ему же слава во веки. Аминь» — так заканчивает святитель Димитрий жизнеописание святого Андрея.

СВЯТЫЙ БЛАЖЕННЫЙ ОТЧЕ АНДРЕЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

 

(р. Б. Елена)

 

Поделиться:

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Александр

    Спасибо, от всего сердца

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *