«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...», — иду по своей квартире и пою радостный тропарь гласа первого, тропарь Крещению Господню — Богоявлению. С маленького самодельного кропила слетют искристые, животворящие капельки Агиасмы — святой воды Великого освящения. Освящается всё вокруг, а главное — наполняется светом, освящаются и мои душа и тело, радостно становится на сердце! Жизнь продолжается!
Таким чином освящается вода только дважды в год: 18 (5) и 19 (6) января. По заамвонной молитве торжественно, через Царские врата выходит настоятель храма в полном облачении, он идёт последним, на непокрытой голове несет Честный Крест, а впереди него — священосцы со свечами, певцы с пением «Глас Господень», диаконы с кадилами и остальные священники.
Торжественно всё... Не раз приходилось нам, нашему маленькому клиросному хору, петь в этот момент. Хорошо запомнилась ночная служба... Ночью - особая Тайна, особое состояние души, которой легче остаться наедине с Богом в такие минуты... «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа», — поём мы на стихирный глас осьмый, и тоже движемся вместе со всеми, кто идёт на Великое освящение. «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан...» — поём мы. — «...Пришел еси, Господи, зрак рабий приим*, крещения прося, не ведый греха: видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех».
Ещё одна радость вчерашнего, праздничного дня:
Построен он в первой половине XI века. История монастыря полна трагических событий. Разорённый крестоносцами и отданный 1206 году в латинское «пленение» монастырь, только через четверть тысячелетия был возвращён православным. Причём, по странному стечению обстоятельств, это сделал после взятия Афин османами в 1458 г. султан Мехмед II. Правда, еще почти через 400 лет другой султан, Махмуд II, во время греческого восстания распустил обитель.
В 1990 году монастырь был занесён ЮНЕСКО в число охраняемых объектов Всемирного наследия как один из наиболее ценных памятников византийского мира.
Дивные, неповторимые мозаичные полотна Кафоликона появились на рубеже XII века, в начале династии Комнинов**. Сегодня, в день празднования Собора святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна хочется показать вам мозаику, сюжетом которой стал великий праздник Богоявления — Крещения Господня. Кстати, слово «Собор» — в названии праздника обозначает собранных прославить святого Крестителя Иоанна СОБОРНО, то есть — вместе.
Мы видим с вами одно из потрясающих творений одухотворённого силой Святого Духа человека, его бессмертной души, сумевшей подчинить рождённой в ней Святыне — ограниченный и грубый материал-смальту, составивший эту мозаику. Всмотритесь внимательно в святые Лики! Как передано в этом изображении СОСТОЯНИЕ ДУХА Спасителя и св. Пророка и Крестителя Иоанна! Мозаика потрясает силой передачи духовного Образа. Это — вещество, ставшее НАД веществом, материя, вознесшаяся Духом над тленным. Только Бог Сам мог сотворить ТАКОЕ сердцем и руками мастера!
«...Пришел еси, Господи, ЗРАК РАБИЙ ПРИИМ, крещения прося...» «ТРЕПЕТЕН бысть Предтеча, и возопи глаголя: како ПРОСВЕТИТ светильник Света? Како РУКУ ПОЛОЖИТ РАБ НА ВЛАДЫКУ?»
------------------------------------------
* « 7 но себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: 8 смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя»(Фил: 5-8).
«...7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Синодальный перевод).
** Комнины (греч. Κομνηνοί), реже Комнены, Компины — византийский аристократический род и императорская династия, правившая в Византии в 1057—1059, 1081—1185 гг. и в Трапезунде в 1204—1461 (под именем «Великих Комнинов») [Википедия].
Елена Румянцева