Музыкальный слух можно развить. Урок первый

Двадцать лет работы в Православной певческой школе «Преображение» при екатеринбургском Храме на Крови показали мне, что практически нет ни одного человека, не способного научиться петь, а значит и развить свой музыкальный слух. Потому что без музыкального слуха наше «пение» будет напоминать скрежет старой двери или какой-либо другой, столь же немелодичный звук...  И вот тут начинаются открытия. 

Новые учащиеся, пришедшие на пятимесячный подготовительный курс, как правило,  неадекватно оценивают свои способности и возможности. И с каждым новым учеником для меня встает задача – понять человека так, чтобы суметь ему помочь.

Каждый ученик по-своему неповторим. Но есть определенные особенности,  наблюдаемые мною в течение всех лет работы в школе. Например, часть учащихся на начальном этапе обучения не могут «взять тон» — то есть повторить голосом взятый на  фортепиано или спетый учителем  звук. А другая часть сразу  пропевает звук правильно.  Часто проблема первых решается в процессе обучения правильному пению. Я работаю по уникальной системе профессора Н. Н. Шаповаловой, позволяющей скоординировать слух и голос.

Сегодняшний урок будет посвящен  тому, как именно научиться «попадать в тон», если ты не умеешь это делать.  Итак, вы попадаете сейчас в число тех, кто НЕ умеет, но ХОЧЕТ научиться.  Те, кто свободно это делаю, пока отдохнут. 

Так, что это? Нам опять нужно разделиться. Часть из вас слышит, что в тон не попадает,  вам хочется попасть, и вы чувствуете, куда нужно «двигать» голос  — вверх или вниз, но голос вас не слушается.  Ну, а некоторые из вас  вообще, как бы потеряли ориентир.  Вам будто говорят: иди туда» и, завязав вам глаза,  показывают направление. Как понять, куда же идти?  Вот именно с вами, дорогие мои,  мы и проведем сегодняшний урок.

Первым делом задайтесь целью отныне слушать и слышать звуки, окружающие вас.  Звуков вокруг нас очень много. Есть приятные, есть неприятные, агрессивные. Разумеется, на последних не сосредотачиваемся, нам хватит звуков хотя бы относительно гармоничных.  Например, капает вода из крана. Раньше бы это раздражало, а теперь подойдем к этому с другой стороны, постараемся услышать тон капель. Да-да, не улыбайтесь, ведь они действительно звучат по-разному. Одна капелька прозвучала более высоко, другая – пониже, а вот и третья – повторила звук первой. Получилась небольшая мелодия. Ура! Ее даже хочется спеть, но…  Пока мы не можем это сделать. Не отчаиваемся  и предаемся слушанию. Но нас прервали, как не во время! Кто-то звонит в домофон.  Ого! А домофон тоже звучит!  Да, слышите: один звук явно  ниже другого.  Как бы хотелось понять – на какие ноты настроен мой домофон – может быть это «до-ля», а может быть соль-ре» — пойму ли я это когда-нибудь?  А теперь и я могу сказать «Ура! Вы включились в СЛУШАНИЕ, и уже начинаете СЛЫШАТЬ!» Ну, а если повезет, и вы на выходных окажетесь где-нибудь в парке или в лесу -  вот тут поистине есть где развернуться нашему музыкальному слуху! Прежде всего, слушаем, конечно, птичье пение.  Вдумайтесь – про голоса птиц говорят именно так – «пение».  Кстати, хорошо было бы скачать побольше голосов птиц и начать  узнавать их по тем индивидуальным «ариям», которые они так вдохновенно пропевают. Тогда начнете узнавать их голоса и в лесу.

В природе вообще-то звучит практически все: ручей, океан или море, капель, ветер... Только нужно уметь услышать. Так Старец Николай (Гурьянов), живший на острове посреди Псковского озера слышал, как волны поют Херувимскую песнь. Это уже совсем другой слух, духовный. А батюшка был очень музыкальным, хорошо пел и даже сам сочинял церковные песнопения.

Теперь вы понимаете,  что можно слушать и не слышать! Так пока, в основном, у вас и происходит. Но то, что вы стараетесь услышать -уже очень ценно. Это старание порождает слуховое внимание. Вот это самое слуховое внимание мы и будем с вами развивать в первую очередь.

Можно провести аналогию с вниманием зрительным. Кто-то запоминает мельчайшие детали предметов, одежды, внешнего вида человека или животного, как говорится, сходу. И ему не нужно потом напрягаться, чтобы вспомнить, в чем была одета тетя Наташа на Дне рождения у Дениса. Другим же для запоминания нужно слегка (или не слегка) поднапрячься. Так и с нашим слухом.  При тренировке зрительных и слуховых навыков,  нам легче выполнить задачу, когда она поставлена ясно и конкретно. Поставим первую слуховую задачу:  послушать и услышать  чередование высоких (тонких) и низких  звуков. Достаточно пока услышать их разницу, то, что она вообще есть.  Но не догадаться, а действительно услышать. Ну, а чтобы не дожидаться похода в лес — слушайте птиц прямо сейчас

На сегодня – все.  Выполняйте задание. В комментариях пишите, что у вас получилось. Не унывайте, если не получится с первого раза. Во всем нужна тренировка, постепенность и непрерывность. Занимайтесь хотя бы по 5-10 минут ежедневно, и скоро вы почувствуете результат. Подпишитесь на новости сайта, чтобы получать следующие уроки.

С Богом!

Руководитель Православной певческой школы «Преображение» при Храме на Крови г. Екатеринбурга Елена Румянцева

Следующий урок

Запись на подготовительные курсы

 

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *