Время и пространство льются сквозь нас

Это было ещё время, когда слово «рукопись» имело определённое и конкретное значение, разумеется — уже не пожелтелых страниц, написанных потрясающе красивым, изящным почерком наших предков, выводивших эту красоту гусиным пером — о, прости мой читатель, что я могла заподозрить тебя  в таком непонимании! Это были и не тетрадные листы, исписанные перьями 11-го номера или, так называемыми «лягушечками» — перьями поудобнее и помягче. Это были обыкновенные листы А4-го размера, с напечатанными на них словами и фразами с помощью механических, а потом и электрических — верхом технической мысли того времени — пишущих машинок.

Сколько таких листов довелось мне печатать — не сосчитать! Нет-нет, я вовсе не была профессиональной машинисткой. Для тех, кто не знает — была такая профессия, обычно — женская. Наши пишущие машинки были небольшими, компактными и очень любимыми. Мы ухаживали за ними, заправляли свежей лентой, следили за тем, чтобы маленькие молоточки с буковками работали исправно. В этом было что-то немного волшебное. 

Я росла в пишущей и читающей семье. И ещё — играющей. На рояле. Про рояль или даже «рояли», которых у нас дома одно время было даже два — как-нибудь потом. А сейчас про писательский «зуд», которым было охвачено всё население нашего дома. Мы все постоянно что-то писали и печатали, печатали и писали. И, разумеется, делились написанным друг с другом, советовались, а порой и горячо обсуждали.

Мой папа, Лев Григорьевич Румянцев, был литератором-профессионалом. Окончив наш журфак, он руководил отделом прозы и поэзии в журнале «Уральский следопыт», был замечательным поэтом, драматургом и редактором. Мама в 26 лет стала кандидатом искусствоведения и, надо сказать, в те годы это звание заслужить было значительно сложнее, чем сейчас. И,  пока она работала в консерватории и преподавала там фортепиано — печатала свои научные  труды по психологии, истории фортепианной педагогики и исполнительства. Позже, когда мама уже вышла на пенсию, к нашему с папой большому удивлению, она сочинила две настоящих пьесы, которые были поставлены силами педагогов и учащихся нашего Гуманитарно-экологического лицея, удивительного и необычного педагогического творения, целиком сочинённого нами. Одна из её пьес, «Весенняя сказка», была сыграна на малой сцене нашего городского драматического театра и принята зрителями с большим воодушевлением. Вторая, с очень серьёзной проблематикой, «Сказка о Слове и Правде» — была поставлено почти профессионально, ребята и педагоги — исполнители главных и неглавных ролей — были просто на высоте!

А ещё позже -  в 82 года — мама вполне освоила компьютер и свои книги печатала уже на персональном ноутбуке. Так она написала монографию о своём отце — моём деде, замечательном музыканте, организаторе Уральской консерватории,  и книгу о своём муже — соответственно, о моём отце.

А сколько листов было напечатано, пока мы придумывали  концепцию нашего Лицея, а потом защищали её на президиуме госкомитета по образованию и науке в Москве! И позже — когда рождались новые учебные программы и учебные планы...

До Лицея мне тоже довелось немало попечатать — это были стихи, которые начали появляться лет с 13-и, это было то, что нравилось и хотелось сохранить — мировая поэзия, позже — какие-то философские трактаты — ведь в то время в ходу ещё не было ксерокса, печатали обычно «под копирку», в трёх-четырёх экземплярах... Потом я закончила консерваторию и — согласно «женской логике», занялась обучением детей литературному творчеству.

Вела я эти занятия вполне официально, устроившись на работу в Детскую школу искусств. Вела по своей программе, основанной на теории «родственного внимания» А. А. Мелик-Пашаева и З. Н. Новлянской. Программу защищала в НИИ педагогики в Москве, она даже была отмечена на общероссийском конкурсе программ, не помню точно, как он назывался. Помню, что ездила в Воронеж для участия в конференции и награждения. Потом мне предложили писать кандидатскую в московском институте, но это было скучно и неинтересно. Пять лет проработала я  по этой программе с детьми 1-4 классов. Это было хорошее время — дети радовали своими творческими работами, а я приобретала необходимый педагогический опыт. 

л. Г. Румянцев и А. П. Поляков. Журнал "Уральский следопыт"

Закадычные друзья: Л. Г. Румянцев (слева) и А. П. Поляков

На каком-то этапе жизни нашего Лицея возникла идея сделать настоящую лицейскую газету. В то время папа уже был на пенсии. Взяться за новое дело он согласился с радостью и привлёк к работе своего давнего друга и коллегу по журналу. Идею создания газеты целиком и безоговорочно поддержал директор нашего лицея Юрий Владимирович Савельев.Так газета стала выходить регулярно, раз в месяц. Это была полноценная, четырёх — а порой, и восьмиполосная газета, где печатались не только наши учащиеся и педагоги, но и всё наше пишущее семейство. К сожалению, папа недолго пробыл на посту редактора «Колокольчика» — так называлась газета. Он ушёл из жизни в 1995-м, и на посту редактора пришлось сменить его мне. Его друг, Анатолий Петрович Поляков, ставший и моим старшим другом-наставником,  всецело помогал мне, неопытной тогда в журналистике.

Вот, собственно говоря, к «Колокольчику» нашему и подвела я вас, мои дорогие читатели, своим немаленьким вступлением. С этой публикации буду потихонечку, с Божьей помощью, осуществлять свою задумку: знакомить вас с номерами нашего «Колокольчика», которых за годы существования лицея было издано тридцать пять.

С 1993 года лицей стал Православным. Мы были первым учебным заведением города, где преподавался Закон Божий. Тотчас начались преследования со стороны городского управления образования. Шесть лет лицей держал оборону. Однако в 1999 году он был разгромлен и ликвидирован.

Газета Гуманитарно-экологического лицея г. Екатеринбурга "Колокольчик" №1-1992 г.

Вот он, наш Первый номер!

Я держу в руках самый первый номер «Колокольчика». Листаю его четыре полосы и вспоминаю своего отца. Вспоминаю Лицей, который, к выпуску этого номера, уже давно жил полноценной, яркой и самобытной жизнью. 1992-й год, дата выпуска номера не обозначена. рисунок Лены Агафоновой. 12 лет. 1992 г.Но, скорее всего, это – сентябрь, начало учебного года. Здесь – и детское творчество, замечательный рисунок 12-летней девочки Лены Агафоновой. И стихи  малышей, обучавшихся по той самой моей программе литературному творчеству – только занятия вела уже не я, а прекрасный педагог, искусствовед Галина Владимировна Соколова. Рассказ воспитателя Светланы Лебедевой, журналиста по образованию, издававшей вместе со своими воспитанниками журнал «Веточка»  (к каждому классу, независимо от возраста, у нас был прикреплён свой ВОСПИТАТЕЛЬ). Тут и содержательное интервью с инженером из Тюмени Н. Ф. Девайкиным,  неожиданно всерьёз занявшегося народной медициной составившего и издавшего двухтомный «Народный лечебник». «Образ жизни – основа здоровья – во многом зависит от нас самих, от уровня знаний: что нам полезно, что вредно, как нужно питаться, отдыхать, работать. Кстати, образ жизни истинно верующего православного человека был близок к идеалу», – говорит Н. Ф. Девайкин [выделено мною – Е. Р.].

Внимание моё привлекает большая папина статья под названием «Мы – дети Космоса». Начинаю её читать и понимаю, что не достаточно хорошо знала своего отца, глубокого и тонкого человека, чутким сердцем ощущавшего «пульс планеты», болевшего за каждую травинку и вообще живое существо на Земле, понимавшего и чувствовавшего всем своим существом связь человека и Вселенной, уже предощущавшего БОГА, к Которому, через год после этой статьи он пришёл осознанно, приняв в ноябре 1993-го Святое Крещение. В августе 1995-го мой отец ушёл из земной жизни с Иисусовой молитвой на устах и с рукой, занесённой для совершения крестного знамения. Царствие ему Небесное и Вечная память!

Статью публикую с небольшими сокращениями. А также, позволила себе дать ей другой заголовок – это тоже слова, взятые из статьи.

 

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО ЛЬЮТСЯ СКВОЗЬ НАС

Мы живём на планете Земля. Это наш – уже изрядно поблёкший – дом, наш вечно движущийся корабль.  Огромный для нас и соотносительно с Космосом совсем крохотный. Песчинка среди необозримых  барханов Вселенной.Человечество издавна стремилось познать окружающий мир, пытливо вглядывалось в планеты, в миллионы мерцающих звёзд, догадывалось (или знало), что нерасторжимо связано со всем мирозданием. Любопытны в этом отношении дошедшие до нас астральные мифы* разных народов. Случайно (или не случайно) эти мифы, рождённые в разных странах и в ту пору, когда не было ни дорог друг к другу, ни морских путей, несут в себе поразительно много общего. К примеру, образ созвездия Большой Медведицы, как колесницы-повозки, был широко распостранён у шумеров, древних индоевропейцев, китайцев и некоторых американских индейцев.

Секретами точных наблюдений владели древние люди. Они строили оригинальные обсерватории. Высчитывали орбиты светил. Знали планеты, которые тысячелетия спустя были открыты астрономами вновь. Определили, что земной год равен 365 суткам. С точностью до нескольких дней предсказывали земные катастрофы (чего не можем мы и по сию пору). По расположению планет и созвездий стремились предугадать множество явлений, в том числе – благоприятные условия для урожая.

Трудно сказать, каким объёмом уникальных знаний обладали наши далёкие предки, ибо сведения о тех временах дошли в осколках. Но самое поразительное в том, что у древних философий была куда более стройная теория всеобщей связи Земли с Космосом, чем у нас. Пожалуй, лишь в нынешнем веке человечество как бы стряхнуло с себя многовековое оцепенение геоцентризма и стало энергично навёрстывать упущенное.

«Где-то в глубоком подполье, в подземных пластах человеческой мысли мало-помалу накапливаются наблюдения огромной важности и созревают первоначальные прорывы грандиозных обобщений будущего, – писал в начале столетия выдающийся учёный А. Л. Чижевский. – А если кто-то, стоя на поверхности этого оживающего океана, зло и остро смеётся над потугами связать мир астрономических и мир биологических явлений, то в глубине человеческого сознания уже много тысячелетий зреет вера, что эти два мира несомненно связаны один с другим».

Многими бедами на Земле мы обязаны господствовавшей (и всё ещё не изжитой) косной позиции отрицания связи живого организма и его проявления с универсальной идеей единства со всем мирозданием.

Беспредел загрязнения нашей планеты, надругательство (иначе не скажешь) над её ландшафтами, недрами и обитателями одно из следствий схоластических технократических воззрений. Сравниваем горы, меняем русла рек, прерываем их течение плотинами, вырубаем леса, задымляем атмосферу, ни мало не задумываясь, что с каждым таким действием не только губим среду обитания всего живого, но капля за каплей нарушаем миллиардами лет отрабатываемый эволюционный процесс взаиможизни** Земли с ближайшими планетами, Галактикой, Вселенной.

Много ли мы знаем о видимой почти еженощно Луне? И много, и далеко не всё. Не будем перечислять известное, обратим внимание на одну особенность: безводная Луна пристрастна к воде. Воздействием Луны объясняется «дыхание» океанов – приливы и отливы. Это на макроуровне. Но и на микроуровнях происходят удивительные процессы. В небольших объёмах исследовалась одна и та же вода в зависимости от фаз Луны. Физико-химический анализ показал заметные расхождения. Если учесть, что по соотношению суши и воды Земля и человек очень похожи друг на друг на друга (70,8 процента земной поверхности занимают океаны, а человек на две трети состоит из воды), то как не предположить влияние Луны на физико-химические процессы в чутком ко всяким переменам человеческом организме. (В приливах и отливах участвуют и силы Солнца, возможно, и другие галактические силы, но это только подчёркивает связь Земли и человека с Космосом).

Вселенная в непрерывном развитии. За четыре тысячелетия земные сутки увеличились на 0,07 секунды. Было подсчитано, что четыре миллиарда лет назад Луна находилась в три раза ближе к Земле, чем теперь. Она отдаляется от Земли. Ослабевает притяжение? Хорошо это или плохо? Вероятно, нормально, если процесс идёт эволюционно-естественный. Но мы-то противоестественно корёжим Землю. Продолжаем считать изменения незначительными. Однако и пылинка способна нарушить точный ход часов. Где гарантия, что наше безоглядное вмешательство в природу не окажется той пылинкой, которая неисправимо нарушит отлаженный космический механизм. Уже сейчас учёные встревожены возможным резким потеплением на нашей планете, что приведёт к невиданным катастрофа. Растут озоновые дыры над Землёй. Будет плохо нам,будет плохо и Космосу.

Величественное Солнце с незапамятных времён было признано у всех народов основой возникновения и существования жизни. Обращаясь к Солнцу как к богу, древний поэт (предполагают, что им был египетский фараон Эхнатон) писал: «Лучами твоими любое взлелеяно поле. Восходишь – и всходят побеги во славу тебе. Каждому времени года установил ты черёд на пользу твореньям своим: зиме – чтобы их освежала, лету – чтоб лучше познали тебя…» (перевод А. Ахматовой и В. Потаповой). Какое понимание животворящих сил Солнца, его циклов в этих строчках! Огромный пласт культуры древних народов был связан с Солнцем.

В наш век гигантский прорыв в науке о солнце был сделан уже упоминавшимся А. Л. Чижевским. Он доказал, что периодически возникающая солнечная активность обуславливает не только синхронные электрические и магнитные феномены в земной коре и атмосфере, но и влияет на все процессы в органическом мире. (По случайному ли совпадению рождение Христа пришлось на год максимальной солнечной активности?).

Но и о Солнце мы знаем еще далеко не всё, о всех тонкостях его влияния на Землю, о тех грандиозных таинственных процессах, которые протекают в его глубине. Недаром посылаем к Солнцу исследовательские космические аппараты. Решающие открытия впереди.

Ещё меньше мы знаем о других планетах нашей малой галактики**. В мифологии эти планеты олицетворялись с богами – Марс, Нептун, Уран, Юпитер… Каждому своя «сфера деятельности». В огромный и вечно живой мир космоса вкраплена наша планета. Она, вращаясь, бежит по орбите вокруг Солнца со средней скоростью 30 километров в секунду (для сравнения– более чем стокилометровая скорость автомобиля всего лишь 30 метров в секунду). Вместе с Солнцем Земля участвует в движении вокруг центра Галактики уже со скоростью 250 километров в секунду, с периодом галактического обращения в 240 миллионов земных лет.

Если учесть, что человек появился 12-15 миллионов лет назад, то мы сейчас только в начале своего первого галактического витка, вселенского путешествия. Что ожидает нас на этом – в сотни миллионов лет – пути? какие рифы и ураганы суждено преодолеть Земле? А ведь и наша Галактика не стоит на месте. Группа Галактик, в которую входит наша, стремится со скоростью полтора миллиона километров в час в направлении созвездия Гидры.

В мудрёных переплетениях электрических, магнитных, гравитационных и ещё неведомых энергий, идущих к нам отовсюду, находится человек на Земле. Многое мы сумеем познать, если станем внимательнее к своему кораблю, к самим себе.

Удивительные сообщения нередки в наше время.

Исследователи накапливают факты о том, что на Земле есть некая система гравитационных электромагнитных узлов, своеобразная нервная система планеты. Это – космическая задача. Не связано ли с ней наличие на земле благоприятных для жизни зон и патогенных? Отличать одну от другой мы вроде бы сейчас научились. Сейчас! Но и наши предки владели этим искусством. По крайней мере ни одна церковь не строилась на геопатогенном участке.

В северо-Западной Европе, в Азии и Африке, в ряде районов Сибири и Кавказа встречаются вертикально вкопанные монолитные камни высотой 4-5 и до 20 метров, так называемые менгиры. Считалось, что для древних людей они имели культовое значение. Однако недавно обнаружено, что вкапывали их наши предки как бы в акупунктурные точки Земли (по принципу иглоукалывания), «активизировали» эти точки и всю округу, добиваясь улучшения плодородия.

Член-корреспондент АН Белоруссии А. И. Вейник*** утверждает, что открыл хрононы – мельчайшие «частицы времени». Они в миллион раз меньше электрона, присутствуют всюду, несут в себе информацию о всей жизни объекта, даже после его смерти.

Исследуя лептонно-электромагнитную гипотезу, специалист по квантовой статистике народный академик Российской Академии Б. И. Искаков рассчитал размеры квантовых оболочек, которые окружают – пронизывают все сущности материального мира. Его оценки согласуются с экспериментами наших соотечественников В. Любимова, А. Охатрина и П. Смита из лаборатории Резерфорда.

Многое можно было бы рассказать об этих работах. Коснёмся лишь одного направления. Возбуждённые микролептоны способны раскачивать молекулы воздуха – так рождается звук. Исследовался целебный звук. Вот как описывает его влияние испытуемый: «простояв несколько минут в зоне возбуждённых микролептонов, я почувствовал необыкновенный прилив жизненных сил, по телу струились потоки энергии, разливалось приятное тепло, душу наполняло ликование(…)». Те же ощущения были и за пределами помещения, где генерировался звук. Микролептонам и стены не преграда, они распространяются кольцами, как круги на воде, с чередованием громких и тихих зон. Доказано, в частности, что очень благотворно на людей действует колокольный звон. Не потому ли, что он этой же природы? И не потому ли у нас так рьяно уничтожали церкви после 17-го года?

Ныне же утихают утверждения о нематериальности мысли. На микролептонных фотографиях наши мысли… видно – от мощных до слабых, от светлых до тёмных. Образное выражение «идеи носятся в воздухе» настала пора понимать в буквальном смысле слова. Время и пространство льются сквозь нас.

В двадцатом веке центр человеческих интересов мало-помалу смещается от упоения техническими достижениями в сторону познания самого человека, его безграничных способностей, почти не задействованных резервов интеллектуального, психофизического, нравственного развития. Всё серьёзнее люди начинают относиться к проблемам экологии, и это вселяет надежду.

И всё-таки медленно приходит к человеку прозрение. Необходим принципиально новый подход к обучению людей. С самого раннего возраста. Мы обязаны вернуть Земле её здоровье! Мы ответственны за это перед лицом мироздания!

[Статья подписана именем «Р. Львов» – одним из литературных псевдонимов моего отца].

---------------------------

*Астральные мифы (от др. -греч. ἄστρον «звезда») — группы мифов, связанных с небесными телами — как со звездами, созвездиями и планетами (собственно астральные мифы), так и с солнцем и луной (солярные и лунарные мифы). ru.wikipedia.org  [Е. Р.].

** Имеется ввиду наша солнечная система [Е. Р.].

*** Альберт (после принятия православия в 1992 году – Виктор) Йозефович Вейник – выдающийся учёный, автор множества статей и монографий. Автор интереснейшей книги «Почему я верю в Бога» (вышла в свет в 1998 году, через два года после трагической гибели В. И. Вейника). Эту книгу мне, в своё время, посоветовал прочитать один замечательный батюшка.[Е. Р.].

Поделиться:

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Данная статья замечательна тем, что:

    — во первых содержит исторический материал о Гуманитарно-Экологическом лицее, который пробиваясь через тернии той,  чиновничьей системы образования (о современной даже этого сказать нельзя), сумел дать образование и воспитание детям, вышедшим в жизнь с необходимым запасом знаний, пониманием нравственных начал и красоты окружающего мира;

    — во вторых рассказывает о семье, которая стояла у истоков Лицея, а Светлана Маркиановна была его душой и даже печаталась пару раз в газете под рубрикой "Советы матушки Фотинии", если не ошибаюсь, а Лев Григорьевич обеспечивал серьезное информационное сопровождение и нравственную цензуру; А его друг и соратник Анатолий Петрович Поляков отстаивал свои железные колонтитулы и обеспечивал полное техническое сопровождение, которое в то время делалось практически вручную (до первых сотовых телефонов и персональных компьютеров было лет 10-15);

    — в третьих рассказывает о лицейской газете, которая была интересна, любима и персоналом, и детьми. Она полностью служила целям и задачам обучения в Лицее, тем идеям. патриотического нравственного воспитания детей, которого так не хватает сегодня...

    1. Большое спасибо! Очень рада, что данная публикация, и вообще задумка моя, оказалась, по-видимому, нужной сейчас! Дай Бог нам не забыть то хорошее, что было создано и суметь показать и, по-возможности, передать это молодому поколению!  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *